Международная практика развития саморегулируемых организаций
26.11.2025
Механизм саморегулирования является неотъемлемой частью регулирования бизнеса во многих странах, и международная практика показывает, что эффективность саморегулируемых организации (далее - СРО) способствует устойчивому развитию отраслей.
Саморегулирование снижает постоянное вмешательство государства, так как СРО берут на себя ответственность за разработку и выполнения правила поведения, стандарты качества и механизмы контроля внутри отрасли. При этом государство не полностью передает свои функции, а лишь частично их делегирует. Другими словами, саморегулирование выступает альтернативой или дополнением к государственному регулированию, направленным на обеспечение добросовестной конкуренции, повышение качества услуг и снижение административной нагрузки на бизнес. В Казахстане инструмент саморегулирования появился с принятием закона «О саморегулировании» от 12 апреля 2015 года [1]. Закон определяет правовой статус СРО, правила создания и их функционирования, также виды и ведения саморегулирования. Кроме того, Предпринимательский Кодекс РК определяет саморегулирование как один из основных способов регулирования предпринимательской деятельности в стране, также закрепляет, что СРО могут действовать как добровольные и обязательные [2]. В мировой практике институт саморегулирования функционирует уже несколько десятилетии в развитых странах как США, Япония и Южная Корея. Саморегулирование наиболее востребованы в высокотехнологичных отраслях, где необходимы быстро обновляемые стандарты, например, финансовые услуги, юриспруденция, телекоммуникации, реклама и профессиональные услуги. Во многих странах СРО действуют под надзором государственных органов. К примеру, СРО в финансовом секторе регулярно обмениваются данными с Комиссией по надзору за ценными бумагами и биржами (SESC) Японии, а в США - с Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). Успешные зарубежные модели СРО характеризуются прозрачностью, подотчетности и независимым мониторингом [3]. В США существует негосударственная организация - Better Bureau National Programs (BBB NP), которая курирует несколько национальных программ отраслевого саморегулирования. Такие программы обеспечивают соблюдение этических стандартов в рекламе, защите прав потребителей и разрешении споров. BBB разрабатывает добровольные стандарты для различных отраслей, проводит независимую оценку и выступает арбитром в случае возникновения споров между потребителем и предпринимателем [4]. Саморегулирование также применяется в сфере спорта, и одним из ярких примеров служит частная СРО Horseracing Integrity and Safety Authority (HISA). Организация была основана в 2020 году для регулирования индустрии скачек и главной функцией является установление единых стандартов безопасности, антидопингового контроля и этики в спорте. Также, деятельность HISA признается Федеральной торговой комиссией США (FTC), однако она функционирует как независимая организация [5]. Это показывает гибридность американской модели саморегулирования, так как организация осуществляет свои функции независимо, но под надзором государственных ответственных органов. Япония Во многих странах включая Японию, саморегулирование хорошо развито в финансовом секторе. К примеру, Японская ассоциация дилеров ценных бумаг (Japan Securities Dealers Association, JSDA) действует как официально признанная саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг. Она объединяет все брокерские фирмы, разрабатывает общие правила и стандарты, осуществляет надзор за их соблюдением, проводит плановые проверки, также имеет право на применение дисциплинарных мер. Данная организация действует под надзором Агентства Финансовых Услуг Японии (FSA), как в примере США [6]. Тем самым, она дополняет государственное регулирование бизнеса, частично заменяет функции государственных органов, уменьшая административную нагрузку на них. Авария на АЭС «Фукусима-1» в Японии в 2012 году стала основой создания саморегулируемой организации Japan Nuclear Safety Institute (JANSI) в сфере атомной энергетики [7]. Она была создана на основе модели американского института эксплуатации атомных электростанций (INPO), целью которого является обеспечение высочайшего качества эксплуатации атомных электростанций [8]. Тем самым, основной миссией JANSI является постоянное повышение стандартов безопасности в ядерной отрасли. Организация обладает высокой степенью независимости, имеет доступ к внутренним данным станций, проводит независимые инспекции, также предоставляет технические рекомендации для снижения риска появления аварийных случаев. В
Южной Корее одной из самых популярных
саморегулируемых организации является
Korea
Financial
Investment
Association
(KOFIA),
которая представляет интересы участников
фондового и инвестиционного рынка [9].
Она была основана в 2009 году в результате
слияния трех финансовых ассоциаций и
ее деятельность регулируется Законом
о финансовых инвестиционных услугах и
рынках капитала. Также как и другие СРО
KOFIA,
выполняет такие функции как установление
правил рыночного поведения и стандартов,
проведения проверок и функции надзора.
Однако, особенностью этой организации
является право на проведение лицензирования,
также участие в разработке законодательных
инициатив совместно с государственными
органами, при этом KOFIA
действует как автономная организация.
Также, в Корее существует СРО в сфере телекоммуникации и цифровых услуг - Korea Internet Service Promotion Association (KISPA) [10]. Основная цель организации - развитие устойчивой и безопасной интернет - структуры в стране. Основные функции организации включают установление технических стандартов, разработка кодекса поведения для участников, обеспечение кибербезопасности и консультирование для развития цифровой экономики.
Опыт развития СРО в зарубежных странах показал, что во многих странах она действует как автономная организация, связывающее государство с предпринимателями. Успешные саморегулируемые организации развиваются там, где существует баланс между автономией бизнеса и государственным надзором. Тем самым, саморегулирование дополняет и развивает регулирование бизнеса путем повышения ответственности внутри отрасли, и уменьшая государственное вмешательство. На сегодняшний день в Казахстане саморегулируемые организации функционируют в таких направлениях как оценочная деятельность, юридические услуги, здравоохранение, промышленная и пожарная безопасность, экология, охотничье хозяйство и обращение с отходами. Их деятельность регистрируется в Едином реестре СРО, который содержит сведения о статусе, членстве, правил и стандартов каждой СРО. Ведение Единого реестра важно для обеспечения прозрачности работы СРО и позволяет контролировать развитие саморегулирования в стране. Однако институт саморегулирования считается молодым, и существует ряд проблем в деятельности СРО, среди которых фрагментарный характер учета СРО, ограниченный доступ к информации о деятельности СРО, недостаточная публичность деятельности СРО и государственных органов, а также ограничения действующей нормативной базы саморегулирования. Тем не менее, трансформация в сфере саморегулирования возможна с реализацией концепций правовой политики РК до 2030 года, в которой особое внимание уделено развитию саморегулирования в бизнес среде. Список использованных источников
Просмотров: 91 |
| Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|