Устойчивое экономическое восстановление
25.09.2020
ОЭСР представлена аналитическая записка «Зеленое восстановление: рабочие места, доход и рост». Документ посвящен тому, как страны могут создавать возможности для зеленого и инклюзивного экономического восстановления после пандемии COVID-19. Экологические последствия COVID-19 1. Загрязнение воздуха временно снизилось, поскольку промышленная деятельность, наземный транспорт и авиаперевозки сократили свою деятельность на несколько месяцев. Однако на примере некоторых государств стало известно о возвращении к высокому уровню атмосферной загазованности. 2. Снижение экономической активности привело к улучшению качества воды в ряде водных путей и прибрежных зон. Ряд стран и регионов сообщили о снижении концентрации взвешенных твердых частиц и других загрязнителей воды. Однако это также временное явление. После возобновления экономической деятельности загрязнение природных резервуаров увеличилось. 3. Проблемы управления отходами значительно возросли в результате пандемии. Правительства сталкиваются со значительным увеличением медицинских отходов (в основном из-за одноразовых средств индивидуальной защиты), повышенным спросом на одноразовые пластмассы (для продуктов питания, доставки продуктов питания, медицинских препаратов), а также сокращение мощностей по переработке и обвал рыночных цен на переработанный пластик. В связи с тем, использование масок широкими слоями населения создает серьезные проблемы с отходами. 4. Наряду с COVID-19, активизировались другие смертельно опасные патогены - Эбола, ВИЧ, денге, SARS, MERS, Зика, вирус Западного Нила. 5. Отмечается рост браконьерства и незаконной добычи ресурсов в некоторых странах, что связано с потерей средств к существованию в сельских районах и снижением возможностей мониторинга и правоприменения. Зеленая сделка ЕС: восстановление после пандемии Европейская комиссия в конце 2019 года предложила новую стратегию роста «Европейский зеленый курс». Ее цель - построение экономики без парниковых выбросов к 2050 году и снижение взаимосвязи экономического роста с использованием ресурсов. «Европейский зеленый курс» лежит в основе стратегии ЕС по стимулированию экономического восстановления после пандемии COVID-19, в частности, через Next Generation EU, инструмент восстановления ЕС, стоимостью 750 млрд. евро. Достижение целей «Европейского зеленого курса» потребует действий во всех секторах экономики, включая:
Создание рабочих мест в зеленом восстановлении Различные «зеленые» отрасли и виды деятельности предлагают значительные перспективы для создания рабочих мест. ВИЭ, особенно солнечные фотоэлементы, позволяют нанять больше людей на единицу инвестиций и энергии, чем производство ископаемого топлива. К 2050 году в ВИЭ может быть занято более 40 миллионов человек, а общая занятость в энергетическом секторе может достигнуть 100 млн. к 2050 году по сравнению с примерно 58 млн. сегодня. Потенциал создания новых рабочих мест в энергоэффективности оценивается до 2,5 млн. в год. Восстановление экосистемы в США обеспечивает прямую занятость 126 тыс. рабочих ежегодно. Кроме того, органическое сельское хозяйство имеет потенциал для создания рабочих мест. Ряд исследований показал, что потребность в рабочей силе на гектар на органических фермах выше, чем у их традиционных аналогов, учитывая, что они имеют более трудоемкую производственную деятельность. Устойчивое финансирование для восстановления
С аналитической запиской можно ознакомиться по следующей ссылке Индикаторы зеленого восстановления В целях проведения мониторинга воздействия мер по стимулированию экологических результатов ОЭСР определила список из 13 основных экологических индикаторов: Таблица 1.
Экологические показатели для зеленого восстановления
1. С 2000 года углеродоемкость стран ОЭСР и ключевых партнеров снизилась, что свидетельствует о том, что выбросы CO2 увеличиваются медленнее, чем реальный ВВП. Однако глобальные выбросы CO2 продолжают расти, соотношение между CO2и экономическим ростом недостаточное для достижения целей Парижского соглашения 2015 года; 2. Несмотря на то, что несколько стран ОЭСР увеличили объем использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), общая доля за последние два десятилетия увеличилась незначительно. Рост ВИЭ произошел в основном в электроэнергетике благодаря государственной поддержке. 3. Текущие цены на углерод не обеспечивают достаточных экономических стимулов для компаний снижать затраты для снижения последствий в будущем. Они также не обеспечивают стимулов для инвестиций, учитывающих климатические риски и поддерживающих экономический рост. 4. Поддержка производства и потребления ископаемого топлива по-прежнему преобладает в большинстве стран ОЭСР и стран-партнеров. Среди энергоносителей нефть остается крупнейшим компонентом поддержки (около 75%), за ней следуют природный газ, электричество и уголь. В настоящее время в ОЭСР и странах партнерах действует около 1200 государственных программ, поддерживающих ископаемое топливо. Эти меры поддержки подрывают глобальные усилия по снижению последствий изменения климата. 5. Потери естественных и полуестественных территорий способствует выбросу CO2 и оказывает давление на биоразнообразие из-за фрагментации и утраты среды обитания. Рисунок 1. Потери природных и полуприродных территорий 1992-2018гг. При этом, в пустынных регионах незначительные изменения могут быть значительными в процентном отношении; и наоборот, очень большие естественные потери земли в регионах с сильным лесным покровом могут показаться скромными. 6. Размер охраняемых территорий растет в большинстве стран. В странах ОЭСР они занимают в среднем 16% площади суши и 20% морских территорий по сравнению с соответственно 10% и 2% в 2000 году. 7. В 2020 году в 41 стране ОЭСР и ключевых странах-партнерах действуют 458 экономических инструментов, связанных с биоразнообразием, из которых 30% находятся на субнациональном уровне. В 2000 году 36 стран имели активные инструменты, и их количество было на 20% меньше. 8. Несмотря на снижение воздействия загрязнения воздуха (PM2,5), население большинства стран ОЭСР по-прежнему хронически подвергается воздействию вредных уровней PM2,5. Самые высокие уровни PM2,5наблюдаются в Сахаре, на Ближнем Востоке, в Индии и КНР, проблема, тем не менее, серьезна в странах ОЭСР, особенно в городах. Менее одной из трех стран ОЭСР соответствует нормам ВОЗ по качеству воздуха в отношениисреднегодового воздействия PM2,5 на уровне 10 микрограммов на кубический метр мкг/м3. Даже это значение не является «безопасным» уровнем и связано с повышенным риском сердечных и респираторных заболеваний. 9. Производительность неэнергетических материалов улучшается в большинстве стран ОЭСР,а в странах-ключевых партнерах она остается низкой. В 2018 году страны ОЭСР получили около 4 тыс. долларов США дохода (в пересчете на ВВП) на тонну используемых неэнергетических материалов. Это более чем в четыре раза превышает стоимость, генерируемую странами-ключевыми партнерами (900 долларов США за тонну). 10. Большинство стран ОЭСР сталкиваются с сезонными или локальными проблемами недостатка пресной воды. Более чем в одной трети стран ОЭСР пресноводные ресурсы испытывают стресс от умеренного до средне-высокого. В некоторых странах водные ресурсы в изобилии, а плотность населения низкая. Некоторые из них имеют обширные засушливые или полузасушливые районы, где нехватка воды сдерживает экономическое развитие. В этих случаях коммунальное водоснабжение должны полагаться на другие источники воды (например, опресненную морскую воду или невозобновляемые грунтовые воды). 11. Инновации помогут достичь экологических целей с меньшими затратами и открыть новые возможности для бизнеса и новые рынки. Государственные бюджеты на исследования и разработки во многих странах увеличились с 2000 года. Однако сумма, выделяемая на экологические цели, в целом по ОЭСР оставалась относительно стабильной, с большими различиями между странами в изменении этой доли. 12. В целом доля налоговых поступлений, связанных с окружающей средой (ERTR), продолжает снижаться в странах ОЭСР, составив 5,3% от общих налоговых поступлений в 2018 году по сравнению с 6% в начале 2000-х годов. ERTR также снижается по отношению к ВВП и упал до 1,5% ВВП в 2018 году. Основная часть доходов поступает от налогообложения энергии (71%), в частности, моторного топлива, и транспорта (26%), в то время как база налога на загрязнение и ресурсы играет второстепенную роль в получении дохода. 13. Официальная помощь в целях развития (ОПР) является важным источником финансируемых государством международных инвестиций. Члены Комитета содействия развитию ОЭСР (OECD-DAC) предоставляют до 95% глобальной помощи в целях развития. Объем ОПР на цели охраны окружающей среды, предназначенной для решения проблем биоразнообразия, изменения климата и опустынивания согласно Рио-де-Жанейрской конвенции с 2010 года увеличивается. С аналитической запиской можно ознакомиться по следующей ссылке
Просмотров: 2690 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|