Обзор ОЭСР

10.08.2021

Перспективы занятости ОЭСР

Как справиться с кризисом COVID-19 и восстановлением[1]

 

Кризис COVID-19 повлиял на экономическую активность в странах ОЭСР. Работники низкооплачиваемых профессий, часто со срочными контрактами, с низким уровнем образования и молодежь пострадали от разрушительного воздействия кризиса.

Фирмы реструктурируются, с целью ускорить уже существующие мегатенденции, такие как автоматизация и цифровизация.


Схемы сохранения рабочих мест были основным инструментом, используемым во многих странах ОЭСР для смягчения воздействия кризиса COVID-19 на рынок труда.


С целью справиться с внезапным ростом безработицы, около двух третей стран ОЭСР увеличили бюджет своих государственных служб занятости в 2020 году, а около половины из них планируют сделать это в 2021 году. Цифровое предоставление услуг быстро расширилось для поддержки работников и работодателей.


Согласно последним данным, спустя год после начала кризиса количество отработанных часов все еще далеки от докризисного уровня. В марте 2021 года отработанное время все еще было на 7% ниже уровня декабря 2019 года в среднем по десяти странам. В странах ОЭСР сократилось более чем на 15%.


Некоторые работники из разных отраслей взяли на себя основную часть бремени, в то время как другие пострадали меньше и быстрее извлекли выгоду из восстановления. В низкооплачиваемых профессиях количество рабочих часов в странах ОЭСР сократилось более чем на 28% - на 18 п.п. больше, чем среди высокооплачиваемых профессий. Среди тех, кто имеет только низкий уровень образования, влияние кризиса на количество отработанных часов почти в три раза превышало влияние кризиса на людей с высоким уровнем образования.

Молодежь особенно пострадала от разрушительного воздействия кризиса. Безработица среди молодежи в странах ОЭСР резко возросла с началом пандемии, а количество часов, отработанных молодыми людьми, сократилось более чем на 26%. В результате доля лиц, не имеющих работы, образования или профессиональной подготовки (NEET), увеличилась в начале пандемии. К концу 2020 года средний показатель NEET среди 15-29-летних, составлявший 12%, оставался на полный процентный пункт выше, чем в предыдущем году.


Напротив, для высокообразованных людей почти все сокращение рабочего времени было вызвано сокращением рабочего времени, что не повлияло на безработицу.


Прогнозируется, что во многих странах ОЭСР уровень занятости останется ниже докризисного уровня, по крайней мере, до конца 2022 года. По мере того, как поддержка сокращается и становится все более адресной, новые рабочие места могут быть сокращены.


Широкая государственная поддержка ОЭСР. В период с четвертого квартала 2019 года по второй квартал 2020 года, несмотря на снижение ВВП на душу населения на 12,4% в регионе ОЭСР, реальный валовой располагаемый доход домашних хозяйств увеличился в большинстве стран и на 3,7% в регионе ОЭСР на фоне крупномасштабного распространения COVID- 19 мер государственной поддержки.

Предварительные данные свидетельствуют о том, что реструктуризация компаний ускоряет уже существующие тенденции, такие как автоматизация, цифровизация и растущий спрос на специалистов в области здравоохранения и экологического сектора. В будущем правительствам следует уделять первоочередное внимание повышению квалификации и переподготовке тех работников, которые больше всего пострадали во время пандемии.

Схемы сохранения рабочих мест во время кризиса COVID-19

Схемы сохранения рабочих мест (JR) были основным инструментом, используемым для сдерживания последствий кризиса COVID-19 для рабочих мест в большинстве стран ОЭСР.

Инвестируя в схемы JR, правительства стремились защитить фирмы и работников от издержек, связанных с введенными государством ограничениями и более широкими мерами социального дистанцирования, и сдержать влияние кризиса в области здравоохранения на экономику и общество в целом.

Схема JR предлагает четыре основных вклада:

1.    институциональный анализ основных характеристик схем сохранения рабочих мест;

2.    статистический портрет их использования и определяющих факторов;

3.    обсуждение их возможного воздействия на сохранение рабочих мест и создание рабочих мест во время кризиса COVID-19 на основе имеющихся предварительных данных;

4.    всестороннее обсуждение политической задачи, связанной с сохранением рабочих мест при поддержке перехода к рабочим местам в компаниях и секторах с лучшими перспективами роста.

В среднем по ОЭСР использование поддержки JR достигло пика в апреле 2020 года и составило беспрецедентный уровень около 20% занятости, поддерживая примерно 60 миллионов рабочих мест, что более чем в десять раз больше, чем во время мирового финансового кризиса.

Использование схем JR было особенно широко в секторах, наиболее затронутых правительственными ограничениями, таких как отели и рестораны, искусство и развлечения, а также оптовая и розничная торговля. В результате частота поддержки JR была относительно высокой среди молодых работников, которые составляют непропорционально большую долю рабочей силы в этих секторах.


Рекомендации для создания схем JR с целью обеспечить их рентабельность и поддержку создания рабочих мест:

1) Своевременно оказывать JR-поддержку компаниям, пострадавшим от ограничений социального дистанцирования. По возможности, платежи должны производиться частично заранее, а все необходимые проверки на соответствие требованиям должны проводиться позже.

2)Чтобы схемы JR не стали препятствием для создания рабочих мест и перераспределения рабочих мест в период восстановления, они должны постепенно становиться более ориентированными на рабочие места, которые, вероятно, останутся жизнеспособными в среднесрочной перспективе в компаниях или секторах, где деятельность может возобновиться.ъ


Активная политика на рынке труда и COVID-19

В условиях все еще неопределенного восстановления активная политика на рынке труда (АПРТ) играет важную роль, поскольку помогает уволенным работникам быстрее находить работу. В то же время АПРТ необходимы для поддержки интеграции на рынке труда групп, сталкивающихся с серьезными препятствиями в сфере занятости, для создания более инклюзивного рынка труда в период восстановления.

Многие страны оперативно отреагировали увеличением финансирования своих государственных служб занятости (ГСЗ), программ обучения, субсидий на найм и других мер по увеличению спроса на рабочую силу. ГСЗ наняли дополнительный персонал и расширили удаленный и цифровой доступ к своим услугам, с целью обеспечить непрерывность обслуживания.

В ответ на кризис COVID-19 правительства стран ОЭСР разрабатывают или внедряют среднесрочные и долгосрочные стратегии. Эти стратегии включают переработку и расширение АПРТ и увеличение финансирования их ГСЗ.

Во многих странах были приняты или расширены меры по содействию созданию рабочих мест и увеличению спроса на рабочую силу. Почти две трети стран ОЭСР и ЕС расширили свои стимулы для трудоустройства, а 42% стран снизили взносы на социальное обеспечение для некоторых или всех работодателей.

Страны нацелили свои новые меры на молодых людей, ищущих работу, длительно безработных, людей с ограниченными возможностями, пожилых безработных и другие группы, находящиеся в неблагоприятном положении. Также расширили программы прямого создания рабочих мест в государственном секторе и стимулы для стартапов.

Ключевым элементом станут инвестиции в цифровую инфраструктуру служб занятости. Те ГСЗ, у которых были полнофункциональные цифровые инструменты до вспышки COVID-19, смогли лучше обслуживать своих клиентов за счет беспрепятственной выплаты поддержки дохода, поддержки соискателей работы через удаленный доступ. Многие страны совершили качественный скачок в цифровизации служб занятости в течение 2020 и 2021 годов.

Как институциональные структуры предоставления АПРТ могут поддержать гибкое реагирование во время кризиса?

Представлена схематическая структура, помогающая определить ключевые особенности систем АПРТ, которые позволяют быстро реагировать на изменения в условиях рынка труда и эффективно корректировать предоставление АПРТ:

1.    Организационная структура обеспечения АПРТ - разделение ответственности за АПРТ, координация и сотрудничество между ключевыми заинтересованными сторонами

2.    Нормативно-правовое регулирование положения о АПРТ - ключевом законодательстве, имеющем отношение к разработке и реализации АПРТ.

3.    Возможности систем - ресурсы служб занятости и мер АПРТ.

Увеличение объема ресурсов для перемещенных рабочих и других групп риска за счет предоставления услуг по контрактам в Австрии и Бельгии (Брюссель): Corona-Joboffensive («Инициатива по работе с короной») в Австрии


В рамках Corona-Joboffensive правительство Австрии представило новый пакет финансирования с целью поддержать более 100000 участников с октября 2020 года, включая безработных, ищущих профессиональную переориентацию, безработных молодых людей без квалификации, возвращающихся на рынок труда и другие целевые группы.


Новый пакет сочетает в себе ряд различных мер, большинство из которых передаются сторонним подрядчикам, включая как некоммерческие, так и коммерческие организации. Среди мер:

·      Профессиональные консультации и консультации по вопросам образования и планирования карьеры с учетом индивидуальных требований.

·      Обучение на рынке труда для поддержки повышения квалификации и переподготовки в растущих профессиях и секторах с упором на цифровизацию; наука, технология, инженерия и математика (STEM); зеленая экономика; а также секторы ухода, здравоохранения и образования.

·      Стимулы для стартапов.


Участники, завершившие квалификационный курс или прошедшие обучение в рамках инициативы по трудоустройству corona, которая длится более четырех месяцев, получают бонус за образование (180 евро в месяц) в дополнение к своим обычным пособиям по безработице.

 

Рост внутреннего аутсорсинга и его последствия для низкооплачиваемых профессий.

Большая доля работников в странах ОЭСР легально работает в одной фирме, но на практике работает в другой. Например, уборщики, охранники и сотрудники кафетерия часто физически работают на территории одной фирмы, но их законный работодатель - это сторонняя фирма, оказывающая вспомогательные услуги. Это также относится к большинству временных рабочих мест в агентствах по найму и значительной доле самозанятых без сотрудников. Такие трудовые отношения с третьей стороной часто называют «внутренним аутсорсингом» или «рыночными договоренностями о работе».


Внутренний аутсорсинг может принести пользу, но он также может быть сопряжен с риском. Например, ведущая фирма может воспользоваться преимуществами более высокой производительности или экономии средств за счет передачи услуг другим фирмам. Это могло бы принести повышение производительности и более высокие заработки для работников, оставшихся в ведущей фирме.

Однако существует также риск того, что работники, работающие по найму на аутсорсинг, в конечном итоге будут иметь более низкую заработную плату и худшие условия труда.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что внутренний аутсорсинг, измеряемый контрактами на оказание услуг между фирмами, находится на подъеме во многих странах ОЭСР. Значительно выросла занятость в сфере административных и вспомогательных услуг, которая в основном предоставляет услуги общей поддержки бизнеса другим фирмам. Примеры включают услуги по уборке и охране, временное трудоустройство в агентствах, центры обработки вызовов и вспомогательные службы, такие как почтовые отделения.

В среднем по странам ОЭСР доля охранников, работающих в сфере административных и вспомогательных услуг, увеличилась с 38% до 54% ​​в период с 1995 по 2019 год, в то время как доля уборщиков, работающих в этой отрасли, увеличилась с 16% до 31% за тот же период.


В целом, во время кризиса использование административных и вспомогательных служб сократилось больше, чем во всем частном секторе. Внутренний аутсорсинг может привести к увеличению неравенства в доходах.


Необходимо сосредоточить внимание на роли коллективных договоров. Многие европейские страны ОЭСР полагаются на отраслевые соглашения, но часто неясно, какое соглашение применяется к тем, кто работает на аутсорсинге.


В Нидерландах, например, временным работникам агентства и некоторым другим подрядчикам, работающим на объекте, должна выплачиваться оплата в соответствии с коллективным договором ведущей фирмы за аналогичные работы. Кроме того, в ряде стран ОЭСР коллективный договор, применимый к временному персоналу по найму, имеет наиболее благоприятные положения для работника.


Также следует учитывать уровень коллективных переговоров. В Австралии существует форма регулирования заработной платы через систему «Modern Awards», которая представляет собой комбинацию минимальных уровней заработной платы на основе профессии и отрасли. Независимо от страны и системы коллективных переговоров, аутсорсинг приводит к снижению заработной платы аутсорсинговых работников.

 

Рабочее время и его регулирование в странах ОЭСР

В среднем в странах ОЭСР обычные рабочие часы в неделю для сотрудников, занятых полный рабочий день, оставались постоянными в период с 1995 по 2019 год. Средний штатный сотрудник обычно работал 40,5 часов в неделю в 2019 году, от 37 часов в Дании до 48 часов в Мексике и Колумбии. С середины 2000-х годов доля оплачиваемой сверхурочной работы оставалась стабильной и составляла чуть более 7,5% от числа сотрудников, занятых полный рабочий день, в то время как доля неоплачиваемой сверхурочной работы несколько снизилась с 6,2% до 5,1%. Для тех, кто работает сверхурочно, среднее количество дополнительных часов является значительным, составляя 8,3 за оплачиваемую сверхурочную работу (7,7 за неоплачиваемую сверхурочную работу) или один дополнительный день в неделю в 2019 году.

Основываясь на том, как регулировались продолжительность рабочего времени, оплачиваемый отпуск и удаленная работа в странах ОЭСР в 2020 году можно сделать несколько выводов:

  • Страны ОЭСР можно объединить в шесть групп с разными моделями управления рабочим временем. Они характеризуются степенью, в которой пределы нормального и максимального количества рабочих часов в неделю могут изменяться в сторону увеличения:
  • Например, в Чили, Израиле и Мексике правила едины - никакие изменения не допускаются, в то время как некоторые изменения возможны либо с помощью механизмов отступления, либо усреднения. Во Франции или Литве; В Австрии, Новой Зеландии или Швеции правила могут варьироваться в большей степени. Однако эти закономерности влияют только на обычные рабочие часы в неделю в ограниченной степени.
  • В большинстве стран ОЭСР работники имеют право на минимальный размер установленного законом оплачиваемого ежегодного отпуска. 

  • Доступ к удаленной работе не гарантируется во всех странах ОЭСР. Юридические права на запрос удаленной работы, если они существуют, могут распространяться на всех сотрудников (как в Новой Зеландии или Испании) или некоторых категорий (как в Литве). В Нидерландах, Португалии и Великобритании сотрудники имеют юридически закрепленное право запрашивать удаленную работу, в то время как в некоторых других странах работодатели могут легко отказать в удовлетворении таких запросов. Способы регулирования условий труда удаленных работников также различаются. 

Продолжительность рабочего времени и режим рабочего времени значительно различаются между разными группами работников:

  • Распространенность очень короткого рабочего дня выше, в то время как продолжительного рабочего дня ниже для женщин и работников с низким уровнем образования по сравнению с мужчинами и высокообразованными работниками. 
  • Гибкий график работы, позволяющий работникам выбирать свой график, чаще всего используют высокообразованные и высокооплачиваемые сотрудники. 
  • До кризиса COVID-19 удаленную работу чаще всего использовали мужчины, высокообразованные и высокооплачиваемые сотрудники в большинстве стран ОЭСР. Различия между образовательными и доходными группами увеличились во время первых блокировок, когда 55% высокообразованных рабочих могли работать в среднем из дома по сравнению с 19% низкообразованных рабочих.
  • Также существуют важные различия в объеме работы, необходимой для достижения определенного уровня материального благополучия. В нескольких странах ОЭСР в 2019 году один бездетный работник с минимальной заработной платой должен был работать более 40 часов в неделю, чтобы избежать бедности.
  • В целом 43% работников в странах ОЭСР были недовольны количеством времени, которое они потратили на работу в 2015 году, причем слишком много работы было основной причиной неудовлетворенности. 

 

Заключение.

Первоначальный шок, вызванный кризисом COVID-19, серьезно подорвал экономическую активность в странах ОЭСР.  Реструктуризация фирм, чтобы ускорить уже существующие мегатенденции, такие как автоматизация и цифровизация будет иметь важное значение для быстрого восстановления.

Также необходимо восстановить занятность на рынке труда, с целью предотвратить риски появления длительной безработицы. При этом, структура схем сохранения рабочих мест должна быть скорректирована для поддержки восстановления

Все страны ОЭСР в той или иной степени регулируют рабочее время, но есть существенные различия в строгости правил, а также в иерархии между законодательными и согласованными. Понимание этих различий необходимо для анализа связи между регулированием и результатами рабочего времени.

 



Просмотров: 1193
Сохранено: 17.08.2021



ОЭСР

Что такое ОЭСР Страны – члены ОЭСР Структура Секретариата Направления ОЭСР Казахстан и ОЭСР События ОЭСР План мероприятий
Архив новостей
2024
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2023
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2022
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2021
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2020
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!