Обзор ОЭСР
25.10.2021
Обзор экономического положения Италии[1] Правительство Италии после масштабной пандемии уделяет приоритетное внимание контролю над ситуацией в области здравоохранения и щедрой поддержке средств к существованию и фирм. Последовательные волны COVID вызвали необходимость введения обширных ограничений на передвижение. Италия была первой страной ОЭСР, которая ввела строгую национальную изоляцию в марте 2020 года в ответ на ранний и резкий рост числа смертельных случаев. Правительство планирует вакцинировать 80% населения к сентябрю 2021 года. Зеленый паспорт для вакцинированных, имеющих иммунитет или прошедших тестирование на COVID был введен с 15 июня 2021 года, с целью облегчить безопасное повторное открытие контактно-интенсивных секторов туризма и развлечений. Экономическое и социальное воздействие пандемии было значительным. Интенсивность первой и последующих блокировок отразилась в резком падении ВВП в апреле 2020 года, что привело к сокращению ВВП на 8,9% в 2020 году, что является одним из самых высоких показателей в ОЭСР. Частично это было результатом структуры итальянского ВВП: услуги с интенсивным контактом составляют относительно большую часть экономики по сравнению с другими крупными европейскими странами. На туризм напрямую приходится около 6% ВВП и косвенно 13% ВВП. На иностранный туризм приходится 42% активности внутри страны, как и в большинстве стран-членов ОЭСР. Валовые сбережения домохозяйств резко выросли до 17,5% ВВП в 2020 году из-за мер предосторожности и ограничений на деятельность, ограничивающую расходы. Нормы сбережений снизились по мере ослабления ограничений на деятельность и потребление. По мере роста сбережений и сокращения инвестиций профицит счета текущих операций увеличился до 3,7% ВВП в 2020 году. Уровень безработицы упал до 9,3% с 10% в 2019 году, поскольку ограничения COVID-19 и слабый рынок труда сократили рабочую силу на 3,4% в 2020 году. Больше всего пострадали работники средней квалификации. Ответные меры политики смягчили воздействие кризиса на фирмы и домохозяйства, но уязвимые слои населения по-прежнему сильно пострадали. Основные меры налогово-бюджетной политики Италии для смягчения последствий кризиса COVID-19. Правительство Италии одобрило широкий спектр мер по защите компаний, рабочих мест и домашних хозяйств от шока COVID-19. Правительство оценивает общую стоимость этих мер в 108 млрд евро в 2020 году (6,6% ВВП 2020 года) и 72 млрд евро в 2021 году (4,1% ВВП). Основные меры включают: • Прямые денежные субсидии для фирм: фирмы получали денежные субсидии в зависимости от размера их потерь в обороте. • Кредитные гарантии для фирм: были предоставлены кредитные гарантии на сумму более 500 млрд евро. Были расширены схемы государственных гарантий для малых, средних и крупных фирм, а также введена бесплатная гарантия для кредитов новым МСП. МСП в наиболее пострадавших отраслях получили мораторий до декабря 2021 года на погашение кредитов. • Кратковременная работа и меры по поддержке занятости: существующая в Италии схема краткосрочной работы была расширена, охват расширился на все сектора и компании, а затраты на получение доступа к фондам были сокращены. • Отсроченные выплаты налогов и социальных взносов: уплата налогов и взносов на социальное обеспечение была отложена для всех фирм в наиболее пострадавших секторах, а также для всех фирм во всех секторах с доходом ниже 2 млн евро. Платежи НДС были отложены для всех фирм и самозанятых, работающих в наиболее пострадавших провинциях. • Поддержка доходов домохозяйств: было выплачено несколько разовых выплат тем, кто не воспользовался схемами краткосрочной работы, в том числе денежные выплаты различным категориям самозанятых и сезонных рабочих; и дополнительная ежемесячная экстренная поддержка дохода в размере от 400 до 800 евро — для семей с низким доходом из группы риска. • Поддержка государственных органов, страдающих от потери доходов: бюджетные трансферты были предоставлены субнациональным органам власти, государственным органам и государственным предприятиям. Ряд мер призван компенсировать потенциальные последствия прекращения действия запрета на увольнение крупных фирм с 30 июня 2021 года и более мелких фирм с 31 октября 2021 года. Фирмы, которые не сокращают численность своих сотрудников получают бесплатный доступ к краткосрочной работе до конца 2021 года. Кризис COVID-19 усугубил некоторые макрофинансовые уязвимости. Повышение темпов роста кредитования стало жизненно важным фактором для итальянских фирм, уровень денежных средств которых относительно низок по сравнению с аналогами из ОЭСР. Число банкротств снизилось на 22,7% в Италии в 2020 году по сравнению с ростом на 58,1% во время мирового финансового кризиса. Доля фирм с самым высоким риском (с вероятностью дефолта выше 5%) выросла с 10% до кризиса COVID до 14% к концу 2020 года. В ответ на кризис COVID правительство дополнительно стимулировало банки к продолжению продажи проблемных кредитов в 2020 году, предлагая щедрые налоговые льготы. Несмотря на сокращение числа банкротств и низкий уровень активности, банки смогли продать около 30 млрдевро в 2020 году. В Национальном плане восстановления и повышения устойчивости приоритет отдается инвестициям и структурным реформам. Правительство намерено поддержать рост в краткосрочной перспективе путем оказания существенной поддержки домашним хозяйствам и компаниям в сохранении производственного потенциала в 2021 году и в меньшей степени в 2022 году. Государственные инвестиционные расходы, ориентированные на зеленые, цифровые и технологические инвестиции, с 2022 года останутся выше 3% ВВП по сравнению со средним показателем 2,5% в период с 2010 по 2020 год. В Национальном плане восстановления и устойчивости излагаются структурные реформы и планы расходов на 235 млрд евро для ускорения экономического роста Италии. Финансирование включает 205 миллиардов евро из фондов ЕС следующего поколения. Италия намерена использовать все 68,9 млрд. евро в виде грантов и 122,6 млрд евро в виде займов из Фонда восстановления и устойчивости, а также 13,5 млрд евро из фондов РЕАКТ-ЕС[2]. Приоритетным является более экологичная энергия. Сроки и качество инвестиционных расходов также повлияют на оценки. По оценке правительства, в зависимости от эффективности и качества инвестиций влияние на рост может варьироваться от 1,8 до 3,6 п.п. По оценкам Banca d’Italia, инвестиции, указанные в Национальном плане восстановления и устойчивости, могут увеличить ВВП почти на 2,5% в 2024 году при условии, что инвестиции будут потрачены быстро. Если инвестиции увенчаются успехом в привлечении частных инвестиций, их число может вырасти до 3,5% в 2026 году. Улучшение доступа к долевому финансированию может стимулировать инвестиции в бизнес. Итальянские фирмы в качестве источника финансирования обычно в значительной степени полагаются на банковские ссуды, а не на капитал. Как и в других странах, в Италии существует сильная отрицательная взаимосвязь между левериджем и инвестициями. Устранение или сокращение налоговых стимулов для долгового финансирования могло бы способствовать увеличению диффузии производительности. Налоговые льготы Италии на корпоративный капитал (ACE) были признаны передовой международной практикой в поддержке использования капитала компаниями. Развитие каналов небанковского финансирования Италия ввела несколько стимулов для продвижения использования рыночного финансирования с особым упором на улучшение доступа для МСП. Это включает в себя: • Поддержку листинга акций, в том числе для МСП. • Расширение доступа к финансированию корпоративных облигаций. • Стимулирование инвестиций в венчурные фонды и в малый и средний бизнес.
Зеленый переход требует надежных, долгосрочных обязательств по установлению цен на выбросы углерода. Италия показывает относительно хорошие результаты по сравнению с другими странами ЕС и ОЭСР в плане сокращения выбросов углерода, высокой доли возобновляемых источников энергии и высоких показателей утилизации. В марте 2021 года страна выпустила свои первые зеленые облигации на 8,5 млрд евро, став пятым по величине эмитентом в Европе. Правительство отреагировало на новую цель ЕС по сокращению выбросов на 55% к 2030 году, указав основные источники выбросов парниковых газов в своем Национальном плане восстановления и устойчивости. • Увеличение мощности возобновляемых источников энергии, включая ветер, экологически чистый водород и биомассу, а также недавно принятые законодательные реформы для уменьшения нормативных препятствий для более быстрых инвестиций в возобновляемые источники энергии. Министерство объявило, что страна установит дополнительно 65-70 ГВт возобновляемой энергии в течение следующего десятилетия. Также прогнозируется рост емкости аккумуляторов и межсетевых соединений.
• Повышение энергоэффективности зданий. Были введены льготы в размере 18,5 млрд евро, в том числе 4,6 млрд евро, потраченных из Благотворительного фонда. Это сопровождается законодательными реформами, которые делают согласование реконструкции зданий более быстрым и простым, чем в прошлом. • Поддержка циркулярной экономики. В Италии один из самых высоких показателей рециклинга в Европе, поддерживаемый такими эффективными нормативными актами, как четырехпоточная система сбора отходов, запрет на использование микропластика и финансовые сборы, уплачиваемые производителями пластиковых упаковок. Переход к более высокой цене на углерод должен в явной форме регулировать связанные с этим издержки распределения и конкурентоспособности. Более высокий налог на выбросы углерода снизит спрос на углерод и увеличит доходы, но также больше всего затронет низкий слой домохозяйств. Этим домохозяйствам потребуется компенсация. • В Швейцарии с целью компенсировать введение налога на выбросы углерода на топливо для отопления две трети поступлений от налога были направлены на снижение налогов на рабочую силу, а одна треть — на инвестиции в энергоэффективность и модернизацию. Опыт стран ОЭСР в использовании советов по производительности для продвижения реформ государственного сектора. Все большее число стран ОЭСР обнаруживают, что создание хорошо обеспеченных ресурсами постоянных органов, занимающихся разработкой политики и распространением ее преимуществ может ускорить реформы. Хотя их часто называют «советами по производительности» или комиссиями, правительства часто устанавливают более широкие полномочия, которые могут включать зеленый рост и социальные вопросы, а также роль и эффективность государственного сектора. Эти органы могут служить платформой для обмена идеями и помочь сформировать общее мнение, углубляя национальную ответственность за реформы, в том числе в государственных органах, ответственных за реализацию. Эти органы делятся на три основных типа: 1. Автономные органы по расследованию, такие как Комиссии по производительности в Австралии, Чили и Новой Зеландии. Они обладают хорошими ресурсами, сильными аналитическими навыками и имеют исследовательские и консультативные полномочия. 2. Консультативные советы, такие как Французский национальный совет по производству, Совет экономических консультантов США и Бельгийский национальный совет по производству. 3. Специальные рабочие группы, такие как Норвежские комиссии по производительности. Они могут быть сформированы с временными полномочиями для оценки конкретных вопросов. Опыт стран показывает, что эти органы наиболее эффективны, когда они могут работать автономно и обладают сильными внутренними аналитическими, консультативными и коммуникативными навыками. В 2019 году в Италии были приняты продолжительные реформы банкротства. Эти реформы включают усовершенствованные процедуры управления для директоров фирм, более простые процедуры, способствующие внесудебному урегулированию, и использование специализированного пула экспертов по банкротству для помощи в разрешении судебных дел. Реформы должны помочь сократить время, проводимое в судах, а механизмы раннего предупреждения должны помочь повысить скорость принятия корректирующих мер для фирм, оказавшихся в затруднительном положении. Эти изменения могут потенциально улучшить показатели возврата средств по процедурам несостоятельности, которые в Италии являются низкими. Первоначальная дата внедрения 2020 года была перенесена на сентябрь 2021 года в связи с кризисом COVID. Налоговые реформы могут профинансировать снижение налога на рабочую силу. Налоговые поступления в Италии в 2019 году составили 42,4% ВВП по сравнению со средним показателем по ОЭСР, равным 33,8%. Пересмотр налоговой структуры может способствовать экономическому росту за счет снижения налогов, наиболее вредных для роста. Налоги на потребление в большей степени поддерживают рост, чем налоги на рабочую силу, но основным препятствием для увеличения поступлений от НДС в Италии является соблюдение требований. Ожидается, что общие налоговые расходы в 2021 году достигнут 68,1 млрд евро, и правительство прогнозирует их незначительное снижение до 65,1 млрд евро в 2023 году.
Заключительные рекомендации ОЭСР.Продолжительная финансовая поддержка необходима до тех пор, пока восстановление экономики и занятости не станут более целевыми.Потребуется: • увеличение ресурсов судов с целью эффективного управления незавершенными делами и повышения скорости судебных процедур по гражданскому правосудию. • улучшение структуры государственных расходов для содействия росту и созданию рабочих мест. • объединение деятельности небольших агентств по государственным закупкам в органы с более высоким потенциалом. • удержание пенсионных расходов, разрешив схеме досрочного выхода на пенсию (квота 100) и так называемой женской возможности истечь в декабре 2021 года, и немедленно восстановить связь между продолжительностью жизни и пенсионным возрастом. • снижение нормативных барьеров для доступа к профессиональным услугам • введение национального совета по производительности для выявления и информирования о затратах и выгодах реформ и достижения национального консенсуса. Также необходимо провести целостную налоговую реформу, которая упрощает и постоянно снижает налоги на рабочую силу, финансируемая за счет более строгого соблюдения требований, более низких налоговых расходов и более высоких налогов на недвижимое имущество и наследство.
Просмотров: 967 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|