Обзор ОЭСР
03.11.2021
Краткий обзор на экономический прогноз ОЭСР: промежуточный отчет за сентябрь 2021 года
По прогнозам, восстановление мировой экономики продолжится, но останется неравномерным. Рост мирового ВВП увеличится до 5,7% в 2021 году и до 4,5% в 2022 году. Экономические последствия дельта-штамма до сих пор были относительно умеренными в странах с высоким уровнем вакцинации, но в других странах снизили краткосрочную динамику и усилили давление на глобальные цепочки поставок и затраты. Но, по прогнозам, эти факторы со временем ослабнут, а снижение темпов роста во второй половине 2021 года будет компенсировано за счет более быстрого восстановления в 2022 году. В последние месяцы во всем мире также усилилась инфляция потребительских цен, вызванная ростом цен на сырьевые товары, ограничениями со стороны предложения, усилением потребительского спроса по мере возобновления экономики и обращением вспять некоторых секторальных снижений цен в первые месяцы пандемии. Инфляция особенно быстро возросла в Соединенных Штатах, Канаде и Соединенном Королевстве, и даже при некотором ослаблении ценового давления в течение следующего года среднегодовая инфляция в 2022 году, по прогнозам, составит около 2-3 процентов. Годовая инфляция в Соединенных Штатах вовсе превысила 5%, но остается на относительно низких уровнях во многих других странах с развитой экономикой, особенно в Европе и Азии. Базовая инфляция потребительских цен, по прогнозам, останется ниже 2% в Еврозоне и Японии, но увеличится по мере продвижения восстановления. Среди крупнейших стран с формирующейся рыночной экономикой неожиданные улучшения были заметны в Аргентине, Бразилии, Мексике, России и Турции и, вероятно, сохранятся в течение некоторого времени. Однако ужесточение денежно-кредитных условий во многих из этих экономик должно помочь ограничить внутреннее давление на цены, особенно ко второй половине 2022 года. Инфляция потребительских цен в Китае остается умеренной, несмотря на быстрый рост цен производителей из-за резкого снижения внутренних цен на продовольствие. Отчасти нынешний рост инфляции отражает базовые эффекты, последовавшие за снижением цен на ранней стадии пандемии. Во многих странах с формирующейся рыночной экономикой высокие цены на энергоносители и продовольствие привели к росту инфляции, что отражает как сильный рост цен, так и относительно высокую долю сырьевых товаров в потребительских расходах. Базовая инфляция потребительских цен (за исключением продуктов питания и энергии) также возросла, но в типичной развитой экономике она остается на уровне, аналогичном уровню, наблюдавшемуся до пандемии. Недавнее повышение цен было особенно заметно на товары длительного пользования, где спрос превысил предложение, особенно на автомобили, и в некоторых недавно вновь открывшихся секторах услуг с интенсивным контактом. Однако в целом инфляция цен на услуги остается умеренной и ниже среднесрочных целей политики в отношении общей инфляции во многих странах с развитой экономикой. Краткосрочные инфляционные риски находятся на подъеме, особенно если сдерживаемый спрос потребителей сильнее, чем ожидалось, или если для преодоления дефицита предложения требуется много времени. Влияние прошлых повышений транспортных расходов и цен на сырьевые товары уже значительно в странах G20, что в значительной степени объясняет рост инфляции за последний год, и, вероятно, сохранится в течение большей части 2022 года, даже если дальнейшего увеличения расходов не произойдет. Распределение наблюдаемых изменений цен также сместилось в сторону повышения. Все большая доля товаров в ценовой корзине (по весу) в настоящее время имеет рост цен на 4% и более, особенно в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве. Доля товаров со снижающимися ценами также снизилась, что указывает на снижение рисков дефляции. Базовые прогнозы зависят от развития пандемии, темпов и глобального распространения внедрения вакцин, а также от восстановления всех экономик с течением времени. Распределение рисков сейчас более сбалансировано, чем год назад, но значительная неопределенность сохраняется. С другой стороны, более быстрый глобальный прогресс в внедрении эффективных вакцин повысит доверие и расходы потребителей и компаний, а также будет способствовать большему снижению показателей сбережений домашних хозяйств, чем заложено в базовые прогнозы. В сценарии такого рода, начиная с четвертого квартала 2021 года, когда нормы сбережений домашних хозяйств снизятся еще на 2 процентных пункта в типичной развитой экономике, мировой объем производства может полностью вернуться на путь, ожидавшийся до пандемии. Рост мирового ВВП будет существенно увеличен до более чем 6,3% в 2022 году, и в типичной экономике безработица вернется к показателям, существовавшим до пандемии. Однако более сильный спрос также окажет повышательное давление на инфляцию, потенциально повысив инфляцию цен G20 более чем на 75% пункта в следующем году. Потенциальным следствием этого сценария является то, что усиление инфляционного давления в 2022 году может повысить ожидания финансового рынка относительно более раннего начала нормализации денежно-кредитной политики и создать трудности для некоторых стран с формирующейся рыночной экономикой. Четкие указания монетарных властей о том, что дополнительное инфляционное давление носит лишь временный характер, помогут закрепить инфляционные ожидания и ограничить переоценку финансовых рынков. Основной риск снижения заключается в том, что скорость внедрения вакцин и эффективность существующих вакцин не остановят передачу более заразных вариантов, вызывающих озабоченность, которые затем требуют новых или модифицированных вакцин. В таких обстоятельствах, возможно, потребуется снова применить более строгие меры сдерживания, доверие и расходы частного сектора будут ниже, чем в базовом периоде, и часть капитала будет списана. При таком сценарии объем производства в течение длительного периода будет оставаться ниже докризисного уровня. Рост мирового ВВП может снизиться до менее чем 3% в 2022 году, при этом инфляция G20 также опустится ниже 3%, а безработица продолжит расти. Тем не менее, более быстрый прогресс в внедрении вакцин или более резкое сокращение сбережений домашних хозяйств увеличили бы спрос и снизили безработицу, но также потенциально усилили бы краткосрочное инфляционное давление. Медленный прогресс в внедрении вакцин и продолжающееся распространение новых вирусных мутаций приведут к более слабому восстановлению и большим потерям рабочих мест. Для обеспечения полного и прочного глобального восстановления требуется постоянная политическая поддержка. Правительствам необходимо обеспечить, чтобы все необходимые ресурсы использовались для как можно более быстрого развертывания вакцинации во всем мире, чтобы спасти жизни, сохранить доходы и взять вирус под контроль. Необходимы более активные международные усилия для предоставления странам с низким уровнем дохода ресурсов, необходимых для вакцинации их населения в своих собственных и глобальных интересах. Поддержка макроэкономической политики по-прежнему необходима, в то время как краткосрочные перспективы все еще неопределенны, а рынки труда еще не восстановились, при этом сочетание стратегий зависит от экономического развития в каждой стране. От директивных органов требуются четкие указания относительно ожидаемого пути достижения среднесрочных целей и вероятной последовательности будущих изменений политики, чтобы помочь закрепить ожидания, сохранить доверие инвесторов и обеспечить адекватную поддержку экономики. В тех случаях, когда восстановление идет полным ходом и усилия по вакцинации почти завершены, следует уделять все больше внимания среднесрочным целям, а не поддержке политики в чрезвычайных ситуациях. В других странах, где восстановление или темпы вакцинации менее продвинуты, а меры сдерживания все еще применяются, по-прежнему необходима целенаправленная политическая поддержка, чтобы помочь поддержать спрос и доходы работников и компаний в секторах с интенсивным контактом. Следует поддерживать адаптивную денежно-кредитную политику, но необходимы четкие указания относительно горизонта и степени, в которой будет допускаться любое превышение инфляции, а также планируемых сроков и последовательности возможных шагов в направлении нормализации денежно-кредитной политики. Следует по-прежнему мириться с временным превышением уровня инфляции из-за временного давления на производственные мощности при условии, что основные изменения цен сдерживаются и инфляционные ожидания остаются хорошо закрепленными. Сохранение адаптивной денежно-кредитной политики в течение более длительного времени будет проще для центральных банков, которые уже объявили, что они будут стремиться превысить целевой показатель инфляции в течение некоторого времени, включая Федеральную резервную систему США. Более высокие долгосрочные процентные ставки в странах с развитой экономикой могут еще больше ограничить возможности для маневра во многих странах с формирующимся рынком, особенно в тех, которые сталкиваются с сильным повышательным давлением на инфляцию в результате повышения цен на сырьевые товары и обесценивания валюты в прошлом. В странах с сильными основами макроэкономической политики и широкой базой местных инвесторов может быть сохранена адаптивная денежно-кредитная политика при условии, что инфляционные ожидания останутся хорошо закрепленными. В других случаях может потребоваться дальнейшее повышение процентных ставок для обеспечения стабильности и смягчения последствий потенциальных негативных последствий рисков финансового рынка. Налогово-бюджетная политика должна оставаться гибкой и зависеть от состояния экономики. Следует избегать преждевременного и резкого прекращения политики поддержки экономики, пока краткосрочные перспективы все еще остаются неопределенными. Любое сокращение бюджетных расходов в 2022 году должно быть обусловлено условным сокращением расходов, связанных с кризисом, по мере укрепления экономики и расширения охвата вакцинацией, а не существенными дискреционными мерами по консолидации. Бремя обслуживания долга остается низким, чему способствует пространство, предоставляемое адаптивной денежно-кредитной политикой, несмотря на высокий дефицит и растущий уровень задолженности. Это дает возможность, пока процентные ставки остаются низкими, обеспечить устойчивую финансовую поддержку для обеспечения полного и долгосрочного восстановления. Надежные финансовые рамки, которые обеспечивают четкое руководство в отношении среднесрочного пути достижения приемлемого уровня задолженности, и вероятные изменения политики на этом пути помогут сохранить доверие и повысить прозрачность бюджетных решений. Поддержка макроэкономической политики должна сопровождаться эффективными и целенаправленными структурными реформами. Необходимость учитывать секторальные сдвиги, вызванные пандемией, с минимальными затратами и устранять потенциальные долгосрочные издержки, связанные с нарушением школьного образования во время пандемии, усугубляет долгосрочные проблемы, возникшие до COVID-19, которые требуют принятия мер структурной политики. Многие страны ОЭСР характеризовались высоким и часто растущим неравенством в доходах и/или богатстве, и все они сталкивались с множеством проблем, связанных с цифровизацией экономики и необходимостью устранения угрозы изменения климата. Правительствам необходимо воспользоваться этой возможностью в то время, когда макроэкономическая политика является благоприятной, а спрос быстро растет для ускорения реформ. Это обеспечит, чтобы чрезвычайная поддержка, мобилизованная для борьбы с нынешним кризисом, включая планы по увеличению государственных инвестиций, также способствовала достижению долгосрочных целей. Читайте обзор в Библиотеке ОЭСР по ссылке
Просмотров: 909 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|