1 апреля 2025 года при участии комитета по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития (далее-ОЭСР) состоялся семинар на тему «Формирование политики налоговых стимулов: практическое руководство». Мероприятие прошло в рамках заседания Рабочей группы по анализу налоговой политики и налоговой статистике. Семинар собрал экспертов и представителей налоговых органов стран-членов и партнёров ОЭСР для обсуждения эффективных стратегий разработки и оценки налоговых стимулов как инструмента экономического развития.
В ходе мероприятия участникам была представлена
концептуальная модель жизненного цикла налогового стимула для инвестиций,
включающая пять ключевых этапов: зарождение инициативы, разработка, реализация,
мониторинг и оценка. Центральное место в этой модели отведено принципам
управления и прозрачности, обеспечивающим эффективность всей политики. Каждый
этап сопровождается конкретными вопросами, на которые необходимо ответить при
формировании налогового стимула — от оценки целесообразности до отслеживания
результатов.
Семинар стал частью более широкой инициативы ОЭСР,
направленной на поддержку политиков и специалистов, особенно в развивающихся
странах, в процессе разработки и внедрения инвестиционных налоговых стимулов.
Проект сосредоточен на анализе общих вызовов и компромиссов на всех этапах
жизненного цикла налоговых стимулов; предоставлении практических и применимых
рекомендаций, основанных на примерах наилучших практик; содействии в
приоритизации мер в условиях ограниченных ресурсов и институциональных
возможностей. Инициатива реализуется в рамках сотрудничества между Директоратом
ОЭСР по финансовым и предпринимательским вопросам (DAF) и Центром по налоговой
политике и администрированию (CTP) при поддержке Правительства Швейцарии. В
проекте также используются данные из базы инвестиционных налоговых стимулов
ОЭСР (ITID), охватывающей более 70 стран.
Во второй сессии участники углубились в анализ
экономических последствий и процедур управления. Были выделены два ключевых
аспекта: предварительная (ex-ante) оценка и создание механизмов управления.
Ex-ante оценка рассматривалась как инструмент для сравнения альтернатив и
оценки выгод и затрат. Обсуждалось также значение оценки косвенных эффектов,
потенциальных искажений, а также формулировка измеримых целей. Механизмы
управления включают обязательную последующую (ex-post) оценку, межведомственную
координацию и международное сотрудничество для ограничения вредной налоговой
конкуренции. Завершая обсуждение этапа формирования, делегатам были заданы
вопросы для обмена опытом: какие ведомства инициируют налоговые стимулы, как
оцениваются их цели и какие подходы применяются к предварительной оценке.
Этап проектирования был посвящён выработке критериев
приемлемости инвестиций, балансу между стимулированием и ограничением
чрезмерной щедрости, а также учёту поведения инвесторов. Представленная рамка
проектирования налоговых стимулов включала ключевые соображения — ориентацию на
дополнительные инвестиции, учёт политического и экономического контекста,
предотвращение злоупотреблений, а также элементы проектирования — выбор
инструмента, прицельность политики и ограничения щедрости.
В завершение семинара было подчеркнуто, что эффективная
налоговая политика требует не только глубокого анализа при её формировании, но
и постоянной адаптации к изменяющимся экономическим условиям. Представленные
подходы и практические рекомендации позволят странам участницам выстраивать
более обоснованные и устойчивые налоговые стимулы, повышающие прозрачность и
подотчетность. Особое внимание было уделено необходимости тесного
взаимодействия между различными государственными структурами, а также учету
национальных приоритетов и глобальных вызовов. Семинар подтвердил значимость
системного подхода к налоговому стимулированию инвестиций — от концептуализации
до оценки эффективности, — как важного элемента в укреплении инвестиционного
климата, обеспечении справедливости налоговой системы и достижении целей
устойчивого развития.