20.04.2023
В настоящее время сфера масс-медиа претерпевает значительную трансформацию.
С развитием глобальных мессенджеров и онлайн-платформ сформировались новые виды массовой коммуникации - интернет-платформы, социальные сети, инфлюенсеры. Согласно исследованию Internews 2021 года в Казахстане 45,7% опрошенных респондентов выбрало социальные сети как основной источник информации, а 42,8% выбрали для себя интернет-ресурсы.
Аудитории некоторых блогеров по численности могут конкурировать с аудиториями отдельных СМИ. Сегодня часто люди доверяют больше блогерам, чем традиционным источникам информации.
С одной стороны, альтернативные каналы получения общественно-политической информации улучшают скорость информирования, а с другой – из-за большого числа самопровозглашенных экспертов возникает вопрос, насколько данная информация объективна и достоверна.
В этой связи, необходимо создать для новых субъектов медиасферы такое правовое поле, чтобы исключить риски дезинформации и манипуляции общественным мнением, обеспечить достоверность информации и прозрачность их деятельности, при этом не создавая барьеров для их развития.
В сфере традиционных СМИ в стране зарегистрировано 5 120 субъектов, из них 3 779 (73,8%) периодические печатные издания, 194 (3,8%) – телеканалы, 85 (1,7%) - радио, 1 062 (20,7%) - информационные агентства и сетевые издания.
В нашей стране на законодательном уровне закреплена особая форма государственной поддержки отечественных СМИ - государственный заказ по проведению государственной информационной политики («государственный информационный заказ» - ГИЗ).
ГИЗ реализуется за счет бюджетных средств двумя способами:
- финансирование негосударственных СМИ на конкурсной основе;
- финансирование СМИ с государственным участием через государственные задания в соответствии с Бюджетным Кодексом РК.
Необходимо отметить, что объемы ГИЗ имеют тренд на увеличение. За последние 5 лет наблюдается рост на 23% (в 2019 г. – 50,1 млрд тенге, в 2023 г. – 61,7 млрд. тенге).
Согласно данным Бюро национальной статистики АСПиР РК численность занятого населения в области СМИ уменьшается с каждым годом, несмотря на масштабное финансирование.
Таким образом, существует острая необходимость укрепления кадрового потенциала сферы СМИ и повышения статуса журналиста.
Все статьи