Есть ли перспектива у диджитал обучения в Казахстане?

25.05.2023

Образование является одной из крупнейших отраслей в мире, на которую приходится более 6% мирового ВВП.

По данным платформы HolonIQ, специализирующейся на анализе международного рынка образования, данная отрасль сильно отстает в плане цифровизации: всего 3,6% глобальных расходов ($227 млрд) тратится на диджитал образование.

По прогнозам HolonIQ, объем данных расходов вырастет до $404 млрд к 2025 году или до 5,2% от общих расходов. Несмотря на настороженность к диджитал образованию и приверженность к традиционному обучению, ведущие мировые страны активно внедряют именно новый формат.

К примеру, в Великобритании за счет инвестирования в онлайн-образование произошел проактивный рост образовательных технологий. Так, только за 1 год, объем рынка образовательных технологий увеличился на 72% и составил 3,2 млрд фунтов стерлингов в 2021 году. В рейтинге образовательных систем Великобритания заняла 2 место, а доля образования в ВВП составила 4,4%.

В Южной Корее развитие онлайн формата способствовало доведению вклада сферы образования в экономику до 6,4%. На сегодня данная страна занимает 19-место в рейтинге образовательных систем при наличии 17 онлайн-колледжей, оснащенных самым современным оборудованием и программным обеспечением. В целях увеличения доступа к онлайн-образованию Правительство Южной Кореи расширило общественную инфраструктуру и предоставило оборудование для учащихся из неблагополучных семей. 

Тем не менее, согласно результатам опроса учащихся имеются проблемные вопросы, связанные с организацией учебного процесса, подготовки материала, наличием дополнительных расходов на сетевую инфраструктуру и отсутствие государственной поддержки. В данный момент Правительством решаются  данные проблемы путем введения в колледжах гибридного подхода к обучению (онлайн / оффлайн) и предоставления субсидий.

В Казахстане введение онлайн-обучения в организациях технического и профессионального образования еще находится на начальной стадии.
Однако с учетом мировых трендов и вызовов, согласно Национальному плану развития Казахстана до 2025 года, предусмотрены принципиальные изменения в целях развития человеческого капитала для реализации нового курса развития страны.

Предполагается постепенное внедрение дистанционного обучения по отдельному порядку, наряду с традиционной формой. При этом задачей развития всех уровней образования станет качественная реализация доступной модели «Обучение на протяжении всей жизни». Развитие онлайн-обучения является выгодной альтернативой дорогостоящим курсам в очной форме и может способствовать к увеличению числа студентов, желающих получить высшее образование с помощью онлайн-платформ.

Однако, в целях успешного внедрения данной практики необходимо учитывать некоторые проблемы, такие как:
  • низкая цифровая грамотность преподавателей и учащихся, особенно в регионах;
  • проблемы доступности высокоскоростного интернета и IT оборудования;
  • сложность адаптации учебных программ к онлайн-формату;
  • слабая защита конфиденциальной информации, возможен риск утечки данных студентов и преподавателей.

Для минимизации подобных рисков  необходимо предпринять следующие меры:
  • разработать государственную стратегию по развитию онлайн-образования в техническом и профессиональном образовании, включая определение целей, задач и показателей эффективности;
  • обновить учебные программы с учетом возможностей онлайн-обучения, включая использование интерактивных и мультимедийных материалов;
  • разработать квалификационные требования и стандарты для преподавателей, работающих в системе онлайн-обучения, а также организация их подготовки и повышения квалификации;
  • создать систему оценки качества онлайн-образования, включая мониторинг эффективности обучения, удовлетворенности студентов и преподавателей, а также разработку механизмов обратной связи;
  • расширить доступ к онлайн-образованию для всех категорий населения, включая людей с ограниченными возможностями и жителей отдаленных районов;
  • внедрить электронные платформы для дистанционного обучения и обмена опытом между преподавателями и студентами.

Это позволит сделать качественный рывок в казахстанском образовании и увеличить доступ к образовательным программам.




Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 27.11.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!