Результаты налоговых проверок за 2018-2022 годы

16.08.2023

Результаты налоговых проверок по особому порядку на основе оценки степени рисков в отношении субъектов предпринимательства за 2018-2022 годы
Налоговая проверка – это одна из форм налогового контроля, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства РК. Общий порядок проведения проверок регламентирован Предпринимательским кодексом. Вопрос инициирования проверок налоговыми органами ограничен и регламентирован главой 18 Налогового кодекса.

С 1 января 2023 года введен новый вид проверки – периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска.
Данное нововведение связано с тем, что в Предпринимательском кодексе исключены проверки по особому порядку на основе оценки степени риска. 

Назначение периодических проверок аналогично с отмененными проверками, проводимыми по особому порядку (назначаются налоговыми органами по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных госорганов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов)).

Основанием для назначения такой проверки является полугодовой график.
График на 2-е полугодие 2023 года доступен по ссылке.

Важно обозначить, что по общему порядку предписание и дополнительное предписание, являющиеся основанием для проведения проверки и продления сроков его проведения (кроме встречных проверок), в обязательном порядке регистрируются в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК.

Информацию о регистрации налоговой проверки можно проверить на портале.

За последние 3 года наблюдается снижение количества проведенных проверок по особому порядку на основе оценки степени риска в отношении субъектов предпринимательства практически в 3 раза.

С 2020 по 2024 годы в соответствии с поручениями Главы государства в целях улучшения условий для развития микро и малого предпринимательства введен мораторий на налоговые проверки (кроме внеплановых проверок), в связи с чем, тенденция к снижению количества назначенных налоговых проверок по особому порядку очевидна.


Следует отметить, что с 2020 года наблюдается существенное изменение структуры проводимых налоговых проверок посредством переориентации проверок налоговыми органами на средний и крупный бизнес (в сравнении с 2019 годом наблюдается рост проверок на средний бизнес в 2020 году на 52,9%, на крупный бизнес – на 43,2% и в 2022 году – на 20%), поскольку с указанной даты введены мораторий на проверки субъектов микро и малого бизнеса (в сравнении с 2019 годом наблюдается снижение проверок на малый бизнес в 2020 году на 86,6%, в 2021 году – на 97,7%).


По итогам результатов налоговых проверок по особому порядку практически 95,5% проверок завершаются с выявлением нарушений норм налогового законодательства РК, приводящих к доначислению налогов и платежей в бюджет. В 2022 году налоговыми органами в целом доначислено 677 млрд. тенге, с ростом в 3,2 раза (2021 год – 208,8 млрд. тенге), взыскано 180 млрд. тенге, с ростом в 1,7 раза (2021 год – 108,5 млрд. тенге).

Таким образом, введение моратория на налоговые проверки микро и малого предпринимательства является одной из эффективных мер со стороны государства по поддержке бизнеса, направленных на усиление роли данного сектора экономики в целом, но также является одним из факторов ослабления (снижения) ответственности субъектов бизнеса за полноту исполнения налоговых обязательств.

Осипова Эльмира,
Ведущий эксперт
 


Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 24.11.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!