Модернизация системы социального обслуживания в Казахстане

17.08.2023

Одной из составляющих качества жизни населения является обеспеченность и доступность специальных социальных услуг. 

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по предоставлению специальных социальных услуг (ССУ). Специальные социальные услуги – комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье) условия для преодоления оснований, объективно нарушающих жизнедеятельность человека и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации оказания ССУ – это организации, созданные по решению местных исполнительных органов и предоставляющие специальные социальные услуги лицам (семьям), нуждающимся в ССУ, в условиях стационара, полустационара, временного пребывания и на дому.

В 2022 г. в Республике Казахстан насчитывалось 281 организаций, что на 32 единицы больше 2018 года (или на 12,8%). Численность проживающих в этих организациях составила 40 321 человека. Основной контингент проживающих в организациях по предоставлению ССУ – лица с инвалидностью и пенсионеры по возрасту.

Численность лиц с инвалидностью составила 24 724 человека или 61,3% от общего числа обслуживающихся, из них численность проживающих с нарушением опорно-двигательного аппарата составила 17,5%, с психическими расстройствами поведения – 77,4%. Численность пенсионеров по возрасту, проживающих в этих организациях – составила 13 624 человек или 33,8%.

Анализ действующих организаций ССУ показал, что в разрезе регионов существуют диспропорции в обеспеченности населения организациями ССУ.

 
Как видно из таблицы в 10 регионах удельный вес организаций ССУ превышает 5,0% (Карагандинская, Туркестанская, Жамбылская, Акмолинская, Костанайская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская области, город Шымкент, области Абай и Жетісу).

В остальных регионах относительно низкая обеспеченность организациями ССУ (удельный вес организаций ниже 5,0%) и есть риск возникновения неудовлетворенного спроса и дефицита услуг. Особенно это касается таких регионов, как Павлодарская, Алматинская области, города Астана и Алматы, где существует высокий уровень потенциального спроса на ССУ из-за большого количества людей с инвалидностью и пенсионеров по возрасту (их удельный вес свыше 5,0%).

Проблема обеспеченности организациями ССУ обуславливается тем, что вероятно спрос на услуги данных организаций будет расти, так как за период с 2018 по 2022 год наблюдается рост численности основного контингента: численность людей с инвалидностью выросла на 4,6%, численность престарелых на 10,6%.
 
В целях повышения доступности ССУ в Социальном кодексе РК предусмотрены следующие изменения в системе социального обслуживания: 
  • переход от заявительного к проактивному формату оказания ССУ. Потребности населения в ССУ будут определяться автоматически при помощи Цифровой карты семьи (ЦКС), не дожидаясь обращения граждан. На базе ЦКС будут формироваться карты потребностей;
  • переход от обслуживания в крупных домах-интернатах на малокомплектные организации. В местах проживания лиц с инвалидностью (ЛСИ) будут создаваться дома малой вместимости (ДМВ), в том числе в сельской местности. Первый ДМВ уже запущен в эксплуатацию в г.Караганде для детей с психоневрологическими патологиями и нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • поэтапная трансформация крупных домов-интернатов в научно-методические центры системы социального обслуживания по внедрению новых технологий и повышению квалификации социальных работников или в многопрофильные дома социального обслуживания;
  • вовлечение членов семей в оказание услуг лицу, имеющему инвалидность. Родственники ЛСИ будут оформляться в качестве индивидуальных помощников с соответствующей оплатой труда и социальными отчислениями;
  • пересмотр стандартов ССУ и введение новых подходов к тарифообразованию (для организаций, предоставляющих ССУ, будет внедрен подушевой норматив, для организаций, поставляющих компенсаторные технические средства, предельные цены);
  • расширение полномочий комиссий по Порталу социальных услуг (ПСУ), созданных при местных исполнительных органах: прием и рассмотрение в течение 5 дней заявления ЛСИ о некачественном товаре или услуги; направление заявления поставщику и контроль его исполнения; принятие решения о снятии поставщика с ПСУ и включении в список недобросовестных поставщиков;
  • предоставление возможности выбора социальных работников. Данный проект будет реализован в 2025 году. В этих целях в Социальном кодексе предусмотрено: формирование Реестра социальных работников, разработка профессиональных стандартов, внедрение новая система оплаты труда, учитывающая уровень квалификации, категорию и специфику предоставляемых услуг.

В целом, ожидается, что реализация задач Социального кодекса повысит уровень социальной защиты лиц с потребностями в социальном обслуживании, что является одним из важнейших направлений государственной политики Республики Казахстан.

Бектлеева Дина, 
ведущий эксперт 



Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 24.11.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!