06.09.2023
Инициатива по заключению многостороннего Соглашения о содействии инвестициям в целях развития сформировалась в 2017 году.
В рамках 11 Министерской конференции ВТО в Буэнос-Айресе группа из 70 стран, в числе которых был Казахстан, распространила
Совместное заявление, призывающее начать диалог по содействию инвестициям в целях развития.
Переговоры проводятся ежемесячно на протяжении двух дней с последующим открытым пленарным заседанием. На сегодня текст Соглашения практически согласован и есть надежда на его подписание в рамках следующей Министерской конференции ВТО в Абу-Даби.
Какие цели преследует соглашение?
Цель соглашения закреплена в его названии – это упрощение доступа развивающегося мира, особенно наименее развитых стран, к устойчивым инвестициям в целях стимулирования достижения ЦУР.
Распределение инвестиционных потоков на сегодня крайне не сбалансировано.
Согласно докладу ЮНКТАД совокупный объем инвестиций в 2021 году составил 1.58 трлн долл. США.
При этом на более чем 180 развивающихся стран, в которых проживает порядка 80% населения приходится чуть более половины указанной суммы (837 млрд долл. США). А реципиентом другой половины инвестиций (47% или 746 млрд долл. США) является 66 развитых стран с 20% населения планеты. Наиболее качественные инвестиционные потоки также находят свою гавань в развитых странах мира.
Задачи, которые ставят перед собой разработчики - способствовать улучшению инвестиционного климата и содействовать международному сотрудничеству, чтобы расширить инвестиционное взаимодействие между странами-членами ВТО, прежде всего, увеличить инвестиции в развивающиеся и наименее развитые страны (НРС).
Немного о содержании
Соглашение не рассматривает вопросы изменения инвестиционной политики стран и либерализацию инвестиционных режимов. Вопросы доступа на рынок, защиты капитальных вложений, а также разрешения споров между инвестором и государством в этих переговорах не обсуждаются.
Во главе угла максимально возможное выравнивание уровня транспарентности инвестиционной политики государства-участника договора, упрощение и ускорение административных процедур для ведения бизнеса, обеспечение независимости ответственных за инвестиции органов. Соглашение также предусматривает площадку по обмену опытом наилучшими практиками (планируется создать Комитет ВТО по упрощению инвестиций) и оказание технического содействия развивающимся странам и НРС при
осуществлении реформ и переходе на предлагаемые мировые стандарты.
В рамках совершенствования инвестиционной среды также предлагается предусмотреть нормы о назначении специализированного органа, ответственного за взаимодействие с инвесторами, создании обновляемой базы данных о местных поставщиках и внедрении программ по развитию поставщиков, предоставляющих товары, работы и услуги, соответствующих требованиям и стандартам инвесторов.
Предполагается, что существенное совершенствование инвестиционного климата в развивающихся странах в том числе при содействии стран-доноров позволит “странам Юга” более уверенно конкурировать со “странами Севера” в борьбе за ограниченные инвестиционные ресурсы.
В то же время успех по привлечению большого капитала – это только полпобеды. Развитие и экономический рост многих развивающихся стран и особенно НРС, а значит и достижение ЦУР, зависит от успешности привлечения и сохранения ими крупных инвестиций, следующих принципам устойчивого развития. Такие инвестиции должны предусматривать строительство заводов и фабрик, модернизацию и совершенствование производственных процессов, внедрение новых технологий и создание новых отраслей с учетом защиты интересов местного сообщества.
В связи с этим соглашение о содействии инвестициям в целях развития планирует закрепить положения об ответственной бизнес-практике, а также положения о противодействии коррупции.
Учитывая разный уровень развития участвующих стран в обозначенных выше вопросах, регулируемых соглашением, предусмотрены мягкие условия по принятию обязательств. По аналогии с Соглашением по упрощению процедур торговли ВТО планируется предусмотреть три категории принятия обязательств. При готовности исполнить обязательства с момента вступления соглашения в силу страна заявляет их в категории А.
При готовности исполнить обязательства по истечении переходного периода страна заявляет их в категории. А при возможности для страны исполнить обязательства только при условии предоставления ей технического содействия и по истечении определенного времени заявляется категория С. В случае возникновения сложностей с выполнением обязательств, как и в Соглашении по упрощению торговли ВТО, планируется предусмотреть возможность изменить категорию с В на С или увеличить срок переходного периода.
Наличие гибких норм по исполнению обязательств, безусловно, затянет получение, как ожидается, положительного эффекта от соглашения. Однако такой подход позволит странам более плавно войти в процесс перехода на высокие стандарты, а значит, вовлечь в инициативу больше стран.
Заключение соглашения на уровне ВТО, пусть и с неполным составом членов ВТО, позволяет надеяться на активное вовлечение международных институтов развития и стран-доноров в оказание технического содействия развивающимся странам и НРС для скорейшего исполнения участниками всех обязательств.
Нургуль Хайдарова
советник
Все статьи