О системе регулирования рекламной деятельности

22.09.2023

Реклама, на сегодня, представляет один из самых распространенных видов информации, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни.
 
Она выступает в роли инструмента коммуникации, предназначенного для формирования или поддержания интереса среди физических или юридических лиц к реализуемым товарам, товарным знакам, работам, услугам.

Этот эффект может влиять на:
  • поведение (вы покупаете рекламируемый товар);
  • установки (вам нравится такая продукция);
  • оказание когнитивного воздействия (вы узнаете о свойствах данного товара).
 
Сформированный в Казахстане рынок рекламы достаточно обширен. Так, согласно данным Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА), за 1 квартал 2023 года объем рекламы в средствах ее распространения составил порядка 17,3 млрд тенге с учетом НДС, что на 26,3% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.


Рост объема рекламы, безусловно, отразился и на показателях внутренней торговли страны. Это подтверждается коэффициентом корреляции в размере 0,99!, то есть между исследуемыми факторами прослеживается довольно сильная прямая зависимость. При этом стоит отметить, что наибольшее воздействие оказывает ТВ-реклама, интернет-реклама, наименьшее – посредством радио и прессы.

С увеличением объемов на рекламу на 1 млрд тенге, объемы внутренней торговли возрастают на 6,9 трлн.тенге.
 
В целом, за период с 2017 по 2022 годы объем торговли увеличился в 1,8 раза до 50,8 трлн.тенге. При этом согласно анализу 98% роста обусловлен проведением рекламной деятельностью, а 2% за счет влияния иных факторов.

Таким образом, реклама является действенным инструментом по стимулированию к потреблению, имеет прямое и косвенное воздействие на потребителей, производителя и общество в целом.

Учитывая эффективность данного инструмента, и его сильное влияние на торговлю, следует принять необходимые меры по нивелированию рисков, связанные с распространением некачественных (недобросовестных) услуг, в том числе посредством недобросовестной рекламы.

Так, определяя данные риски, необходимо понимать, что в Казахстане нередки случаи склонения через рекламу наших сограждан  в деятельность финансовых пирамид, вовлечения детей в азартные игры, транслирование неэтичного материала, не отвечающего правилам общественной морали.

На сегодня контроль производства, распространение и размещение рекламы регламентированы Законом Республики Казахстан «О рекламе», который предусматривает, в том числе предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, а также Законом Республики Казахстан «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» который направлен на определение правовых основ производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы, предотвращения и пресечения противоправного контента.

При этом исходя из смысла указанных законов можно прийти к выводу, что сферу рекламы по факту курируют два государственных органа, Министерство национальной экономики РК и Министерство информации и общественного развития РК (далее - МИОР), в связи с чем существуют риски по ненадлежащему контролю данной сферы.

Справочно: государственное регулирование в области рекламы осуществляет Министерство национальной экономики, государственное регулирование в сфере информации взаимодействия государства и гражданского общества, модернизации общественного сознания за Министерством информации и общественного развития РК.

Принимая во внимание, что сфера оборота рекламы прямо взаимосвязана со сферой распространения информации, в связи с чем, на мой взгляд, для обеспечения следования цели получения нужного социально-экономического результата полагаю целесообразным закрепить МИОР единственным уполномоченным органом в области рекламы.

Такой подход позволит эффективно принимать решения, способствующих достижению целей определенных в Законе «О рекламе». 


Азат Махватов
  Заместитель директора Центра



Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 20.09.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!