Строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан: потенциальные риски и возможности для Казахстана

27.09.2023

В ближайшее время планируется строительство (альтернативный для Казахстана) железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», которая может изменить структуру евразийской транспортной сети. 

Так, Кыргызстан став континентальным транспортным мостом, позволит Китаю и Узбекистану напрямую вести торговлю, а также открываются новые пути в сторону Индийского полуострова и ближнего Востока.
 
Учитывая, что Казахстан серьезно намерен увеличивать объем грузоперевозок через свою территорию, так к 2030 году республика планирует довести грузоперевозки до 30 млн. тонн в год, строительство железной дороги может отрицательно сказаться на развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута (далее - ТМТМ), который по большей части проходит через территорию Казахстана.


Строительство альтернативной ТМТМ железной дороги имеет свою логику, с одной стороны открываются новые рынки и диверсифицируются транспортный маршрут.
 
Как известно, существует проблема обмеления Каспийского моря, где расположены «морские ворота» страны – порт Актау и Курык. Так, по прогнозам, в результате изменения климата и антропогенного влияния - до конца 21 века уровень Каспийского моря может уменьшиться на 9–18 метров, а это означает, что площадь водоема, вероятней всего, сократится в 3 раза.
 
Уже сейчас уровень Каспийского моря падает в среднем на 6-7 см в год. За последние 5-6 лет уровень обмеления Каспийского моря составил более 40 см., из-за чего возникают проблемы обслуживания крупных судов на казахстанских портах.
 
Так, опасаясь сесть на мель, нефтяные танкеры загружаются лишь на 70%, что отрицательно влияет на рентабельность казахстанской нефти. Учитывая что, Казахстан транспортирует порядка 2 млн. тонн нефти в год, недозагруженность танкеров может ощутимо сократить нефтяную выручку страны.

Что нужно сделать Казахстану для увеличения грузопотока через страну?:
  • Увеличить возможности морского порта Курык посредством придания ему статуса специальной экономической зоны (СЭЗ) на примере СЭЗ «Морпорт Актау». В настоящее время порт Курык обрабатывает не более 2 млн. тонн груза в год при мощности в 6 млн. тонн;
  • Строительство собственных паромов для транспортировки грузов. К сожалению, Казахстан не имеет собственных паромов, для транспортировки грузов, используются паромы Азербайджана. При этом в Мангистауской области имеются мощности для строительства и ремонта судов;
  • Проведение дноуглубительных работ в портах Актау и Курык, которые позволят судам подплывать гораздо ближе к портовой инфраструктуре.

Почему проект железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» может стать нерентабельным?:
  • Проект новой железной дороги пытаются запустить последние 30 лет. Стоимость железной дороги оценивается примерно в 5 млрд. долларов США, однако страны Центральной Азии, участвующие в строительстве железной дороги не готовы софинансировать масштабный инфраструктурный проект Китая;
  • Новая железная дорога проходит через множество государственных границ, проходит через сложные географические участки, что может существенно ограничить скорость грузопотока. Кроме того, в Кыргызстане не налажена инфраструктура по смене колеи грузовых вагонов, что также потребует дополнительных инвестиций и повлияет на скорость обслуживания поездов.

Ерлан Каримов 




Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 24.11.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!