09.10.2023
Совершенствование нормотворческого процесса для страны – это важная задача, которая способствует развитию экономики, обеспечению правопорядка и защите прав граждан.
Эффективность, юридическая грамотность, современность и точность законодательных решений становится во многих случаях определяющими факторами экономического, политического и социального реформирования. Поэтому вопросы нормотворческого процесса всегда актуальны и находятся на постоянном контроле Президента, депутатов, Правительства и граждан.
Научная правовая экспертиза проектов законов и проектов международных договоров играет важную роль в нормотворческом процессе.
Научная правовая экспертиза это независимый профессиональный экспертный анализ объектов научной правовой экспертизы в части оценки их качества, обоснованности, научной проработанности проекта, определения возможных негативных социальных и правовых последствий его принятия, соответствия предлагаемых норм системе права и системе законодательства.
Объектом научной правовой экспертизы является проект закона, международный договор и проект международного договора.
Согласно действующему законодательству научная правовая экспертиза проводится на проекты законов, международные договора и проекты международных договоров, подлежащих ратификации.
История развития института научной экспертизы в Казахстане берет свое начало с 2002 года. С марта 2021 года в Казахстане действует модель проведения научной правовой экспертизы, которая не имеет аналогов в странах постсоветского пространства.
Сейчас согласно этой модели научную правовую экспертизу проектов законов, международных договоров и проектов международных договоров, подлежащих ратификации проводят независимые эксперты, которые состоят в Реестре научных правовых экспертов. При этом научным правовым экспертом может быть не только казахстанский ученый или специалист, но и зарубежный. Поэтому повышается объективность и независимость экспертизы, что в свою очередь повысит качество разрабатываемых проектов.
Требования к экспертам включают юридическое образование и стаж работы по юридической специальности. Решение о включении или об отказе о включении/исключении кандидата в эксперты принимается уполномоченной организацией на основании заключения комиссии.
Организация проведения научной экспертизы возлагается на Министерство юстиции РК. Проведение научной правовой экспертизы возложены на «Институт законодательства и правовой информации РК» МЮ РК, который обеспечивает проведение научной правовой экспертизы посредством деятельности по координации и созданию условий для осуществления экспертами научной правовой экспертизы, как уполномоченная организация.
Основная роль научной правовой экспертизы заключается в:
- обеспечении законности: обеспечение законности и конституционной проработанности предлагаемых изменений в законодательстве;
- оценке правовых последствий: эксперты анализируют, какие правовые последствия могут возникнуть в результате принятия предложенных проектов законов, и предостерегают от возможных негативных последствий;
- улучшении качества законов: выявляет и устраняет недоработки и противоречия в тексте проектов законов, делая законы более четкими и эффективными;
- соблюдении международных обязательств: при оценке международных договоров эксперты проверяют, соответствует ли проект договора международным обязательствам Казахстана и не противоречит ли национальному законодательству страны;
- повышении прозрачности и общественного участия: обеспечение прозрачности законотворческого процесса и возможность общественности выразить свое мнение по поводу предлагаемых изменений.
Проведение научной правовой экспертизы является ответственным, сложным и трудоемким процессом. Научный правовой эксперт должен обладать не только соответствующими знаниями, но и соблюдать определенные процедуры, правила и условия, так как несет гражданско-правовую и репутационную ответственность.
Галия Маканова
ведущий эксперт
Все статьи