Оплата труда и налогообложение работников в популярных кафе и ресторанах

07.06.2021

Популярные кафе и рестораны Нур-Султана и Алматы.
Оплата труда и налогообложение работников в популярные кафе и ресторанах.

В анализе были использованы данные популярных кафе и ресторанов гг. Нур-Султан и Алматы согласно картографическому справочнику 2GIS. 
Источником данных явились данные по зарегистрированным юридическим лицам, филиалам и представительствам, из статистического бизнес-регистра по коду ОКЭД 56 в гг.Нур-Султан и Алматы, предоставляемые Бюро по статистике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – АСПиР) и данные частного сайта pk.uchet.kz/. 

Сайт pk.uchet.kz/ ретранслирует данные портала Комитета по государственным доходам МФ РК kgd.gov.kz/ по каждому юридическому лицу на основе запросов по БИН. 

Причем на портале Комитета по государственным доходам МФ РК пользователь может увидеть суммарные оплаченные налоги конкретным юридическим лицом по периодам без разбивки по видам налогов, а портал pk.uchet.kz/ помимо того, что налоги представлены по видам, дает еще информацию по судебным разбирательствам, размеру предприятия по числу работников, степени риска налогоплательщика. 

У пользователей могут возникнуть вопросы достоверности предоставляемой информации частным сайтом, однако автор настоящего анализа проверил данные по своему предприятию и пришел к выводу о точности и достоверности данных по оплаченным в бюджет налогам. Я допускаю, что некоторые рестораны и рестораны проводят операции под другими юридическими лицам, но расчеты базировались на открытой и доступной информации.

В гг. гг.Нур-Султан и Алматы по коду ОКЭД 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» на 01.03.2021 года зарегистрировано 4308 юридических лица. Из них в Алматы зарегистрировано 2516 предприятия: 2490 малых, 17 средних и 9 крупных. Из 1792 предприятий в Нур-Султане только 9 средних. 

Размерность предприятия представлена в зависимости от числа работников: малые – до 100 человек, средние – до 250 человек и крупные – более 250 человек. Все предприятия представлены в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью (далее – ТОО).

Анализ был проведен в отношении популярных кафе и ресторанов, для которых существовала возможность идентифицировать, к какому юридическому лицу в вышеупомянутом бизнес-регистре он принадлежит. В анализ включены 20 юридических лиц, благодаря которым стало возможным идентифицировать точку предоставления услуг по питанию и напиткам, а в качестве анализируемого года был рассмотрен 2019 год по причине пандемии в 2020 году. 

За 2019 год анализируемые кафе и рестораны выплатили налоги и сборы на 631 млн. тенге, что на 17% больше чем в предыдущем году. Причем этот год был пиковым по объемам налогов, начиная с 2010 года. 

Наибольший объем выплатило ТОО «Пинта Групп» (сеть из 23 ресторанов «Пинта») – 31,1% от анализируемого объема, ТОО «Мол Дастархан» (2 кафе восточной кухни) – 16,4%, ТОО «Тау Дастархан» (высокогорные гостиница и ресторан) – 16,1%. 

Данные объекты питания не являются широко распространенными сетями в регионах кроме «Пинта». Например, ТОО «Мангилик Аспан», оперирующий одноименным топовым рестораном столицы в 2019 году, заплатил все налоги в сумме 250 тыс.тенге, что никак не связано с его достаточно популярным статусом и средним чеком в 5000 тенге согласно 2GIS. 

Портал //pk.uchet.kz/ предоставил информацию по выплаченными предприятиями налогам в разбивке по видам. 
В анализе были использованы только выплаты по индивидуальному подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты и социальный налог. Возможно проведение анализа по всем видам налогов, в том числе по корпоративному подоходному налогу, однако расчет затруднен отсутствием необходимой информации по объему клиентов каждого ресторана и кафе, а также финансовой отчетности каждого ТОО. 
По налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) кафе и рестораны в принципе платят достоверные суммы, так как занижение его сумм не возможно вследствие эффективного камерального контроля КГД МФ РК. Однако среди анализируемых предприятий есть те, которые оплачивают НДС круглыми суммами (1 млн. тенге, 5 млн. тенге и т.д.), что может насторожить фискальные органы. 

Анализ показал следующее:

1. Дисбалансы по выплатам налогов

Объем суммарного выплаченного социального налога 20 юридическими лицами (кафе и рестораны) в бюджет за 2019 год больше на 47% объема выплаченного индивидуального подоходного налога (далее – ИПН). Только у четырех юридических лиц оплаченный ИПН больше оплаченного социального налога. 

Вообще у всех видов бизнеса оплаченный ИПН должен превышать сумму оплаченного социального налога. Например, за 2017-2020 гг. суммарные поступления ИПН в государственный бюджет на 30% больше поступлений социального налога. 

Ставки этих видов налогов в 2019 году примерно были равны (разница в методе начисления и вычета): социального налога – 9,5%, ИПН – 10%. Причем социальный налог оплачивается работодателем с общего фонда оплаты труда, а ИПН – за счет заработной платы работника. 
Маловероятно, что рестораны и кафе имеют четко выраженную социальную ответственность и оплачивают больше, чем работники. 

2. Расчетные суммы заработных плат меньше минимальной заработной платы

Были проведены расчеты для нахождения условного фонда оплаты труда путем использования сайта mybuh.kz/useful/calc/, являющегося наиболее популярным у бухгалтеров Казахстана. 
Технология расчета такова: 

1) суммы выплаченных ИПН и социального налога были переведены в месячные объемы путем деления на 12; 
2) с помощью полученных месячных сумм двух налогов на указанном выше сайте был найден фонд оплаты труда; 
3) найденный фонд оплаты труда был поделен на численность работников (использованы средние численности работников каждого юридического лица базы данных бизнес-регистра) и получены средние заработные платы на 1 работника.   

Расчеты показали, что только у 7 из 20 юридических лиц заработная плата на 1 работника превышала установленный минимальный размер заработной платы в 42 500 тенге. 

Указанные два факта говорят только об одном – кафе и рестораны используют различные схемы снижения выплат по ИПН и возможно, по социальному налогу. Можно предположить следующие схемы: 

- привлечение работников на работу в качестве индивидуальных предпринимателей, которые в свою очередь используют упрощенный режим налогообложения;

- занижение сумм заработных плат. Были рассмотрены вакансии по анализируемым ресторанам, в ходе чего выявлено, что, например, ресторан «Дареджани» искал менеджера с заработной платой, начиная от 200 тыс. тенге, однако расчетная заработная плата показала размер в 10552 тенге (по ИПН) и 34464 тенге (по соц.налогу);

- передача объема работ на субподряд. Например, бренд ресторанов «Турандот» в Алматы и Нур-Султане используют 4 юридических лица. Определить конкретно по принадлежности ресторана к конкретному юридическому лицу можно отчасти только в Нур-Султане. По сети ресторанов «Мята» также не все однозначно, так как налогов в 2019 году ТОО «Мята Лаунж» заплатило только на 1,6 млн. тенге, хотя он распространен не меньше сети «Пинта». Причем у многих ресторанов и кафе есть точки в ТРЦ, где сконцентрировано большое число посетителей, но расчеты могут показать слабые объемы продаж; 

- возможный неучет чаевых. 

Ни в коем случае нельзя говорить о нелегальности приведенных схем, кроме неучета доходов, являющихся нелегальными и способствующими теневому обороту. Государство создало легальные схемы снижения налоговой нагрузки, которые предприятия используют. 


Рекомендации:

1. Обязать рестораны раскрыть владельцев в целях создания благоприятного имиджа для ресторанов и кафе, так как потребитель должен знать кому жаловаться на качество еды и обслуживания;

2. Обязать ТОО в коде ОКЭД 56, которые являются крупными, средними и малыми с численностью более 50 человек публиковать ежегодную финансовую отчетность. Данные юридические лица своими размерами уже могут считаться организациями публичного интереса;

3. Запретить предприятиям, имеющие код ОКЭД 56, принимать работников через оформление договоров как индивидуальных предпринимателей.   Обязать заключать трудовые договора с обязательной заливкой трудовых договоров на портал enbek.kz;

4. Провести расчет фактического потока клиентов, используя мощности операторов мобильной связи.

При принятии указанных рекомендаций необходимо соблюсти баланс, чтобы не подтолкнуть бизнес к уходу в теневой оборот.

Автор
Жаныбек Айгазин
Генеральный директор Applied Economics Research Centre


Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 08.06.2021





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!