02.11.2023
Туризм в стране признан перспективной отраслью развития национальной экономики, вклад которой может принести наибольший социально-экономический эффект через рост предложений туристских услуг и туристских продуктов, благоприятно влияя на рост благосостояния населения страны.
О важности развития отечественного туризма не раз отмечалось в Посланиях Президента РК К.К.Токаева народу страны. Выступая на первой сессии Парламента VIII созыва, Президентом РК отмечена необходимость развития «не до конца раскрывшегося потенциала туристской отрасли страны, расширение которого видится в комплексном решении инфраструктурных вопросов и кардинальном повышении качества сервиса».
.
Реализация прорывных судьбоносных для страны проектов, в том числе в туристской отрасли, через задействование туристского потенциала страны и создание кластеров высокого передела отмечена в Послании Президента РК К.К.Токаева народу Казахстана от 01 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана».
Однако доля Казахстана в международном туристском потоке не высока: по данным БНС АСПиР в 2022 году количество международных туристских прибытий в нашу страну составило 4,7 млн. человек или 0,5% от общемировой величины этого показателя. При этом потенциальные возможности Казахстана оцениваются намного выше тех, которыми страна располагает.
Одним из основных ресурсов эффективного развития туризма является подготовка и выпуск кадров в сфере туризма и туриндустрии.
Согласно данным БНС АСПиР, в Казахстане по итогам 2022-2023 учебного года численность студентов, обучающихся по специальностям 5B090200 «Туризм», 5B090600 «Культурно-досуговая работа», 5B091200 «Ресторанное дело и гостиничный бизнес» составила лишь 31 человек, или менее 0,1% всех обучающихся по специальностям бакалавриата. При этом выпускников по этим специальностям составило 1 760 человек, или 1,1% выпускников по всем образовательных программ бакалавриата.
В итоге, можно сделать вывод, сфера туризма сейчас остро нуждается в профессиональных кадрах.
При этом, в предыдущие учебные годы ситуация складывалась немного лучше.
- По состоянию на 2021-2022 учебный год численность обучающихся по специальностям туризма составила 2 319 тыс. человек (0,4% всех обучающихся бакалавриата). Выпуск составил 2 030 человек (1,3% всех выпускников бакалавриата).
- В 2020-2021 учебном году обучающихся по специальностям туризма составила 4 611 тыс. человек (0,8% всех обучающихся бакалавриата). Выпуск составил 1 634 человек (1,1% всех выпускников бакалавриата).
Экспертное мнение:
Образовательные программы по специальностям туризма не в полной мере отвечают реальным нуждам отрасли ввиду их малой ориентированности на практическую работу, вследствие чего кадры профильных специальностей туризма остаются невостребованными.
Требуют своей доработки развитие смежных видов профессий по туристской отрасли с учетом потребностей современного рынка туристских услуг.
Это относится не только ко всем вузам страны, имеющих образовательные программы по специальностям туризма, прежде всего, это относится к созданным профильным вузам страны, таких как Казахская академия спорта и туризма (г.Алматы), Международный университет туризма и гостеприимства (г.Туркестан), а также специализированные колледжи и школы.
Важно усилить требования к профессорско-преподавательскому составу вузов и ТИПО, квалификация которых должна соответствовать подготовке кадров по специальностям туризма.
Право для преподавания учебных курсов по туризму в вузах и колледжах должны иметь те преподаватели, которые обладают званием «инструктор туризма», чего нет сейчас у большинства профессорско-преподавательского состава, который зачастую имеет ученые и академические звания в научных достижениях, но не обладает достижениями в практическом туризме.
Преподаватели с навыками практического туризма могут более глубже делиться практическим опытом с приведением практических примеров и случаев из своего опыта, и прививать обучающимся специализированные навыки по туризму. Более того, это усилит качество образования через разработку учебных курсов и образовательных программ с ориентацией на их практическое применение.
Для систематизации этого процесса оптимальным считается приобретение такого звания в зависимости от категории, где профессорско-преподавательскому составу вузов и колледжей оптимальным будет считаться присвоение начальных категорий. В связи с чем, уполномоченной организации по присвоению таких званий в лице Агентства по физической культуре и спорта РК необходимо разработать такие категории.
Для усиления качества образовательного процесса уполномоченным органам в сфере образования и науки РК в лице Министерства просвещения РК и Министерства науки и высшего образования РК аттестационные, аккредитационные и иные мероприятия по мониторингу и контролю учебного процесса целесообразно проводить с выдвижением требований по наличию такого рода званий для преподавателей образовательных программ по туризму, в случае отсутствие которых может привести к принятию уполномоченными органами в сфере образования и науки отрицательного решения на право дальнейшего продолжения обучения по учебным курсам и образовательным программам специальностей туризма.
Важно уделить внимание выделению государственных образовательных грантов для обучающихся. На начало 2022-2023 учебного года обучалось по государственным образовательным грантам специальностей туризма всего 2 грантника по специальности «Ресторанное дело и гостиничный бизнес». При этом, в 2021-2022 учебном году по специальностям туризма обучалось 882 грантника. В целом, за предыдущие пять учебных лет количество государственных образовательных грантов по специальностям туризма сократилось в 1,4 тыс. раз, не считая 2022-2023 учебный год – в 3,2 раза. Следовательно, важно уделить внимание повышению количества государственных образовательных грантов по специальностям туризма.
Данные мероприятия позволят усилить качество образовательного процесса по специальностям туризма, привлекут абитуриентов на обучение по специальностям туризма, переориентируют образовательные программы подготовки специалистов по туризму с чисто теоретических навыков в направлении реализации их практического применения.
Все статьи