Кластер как механизм диверсификации экономики

14.01.2024

Кластер как механизм диверсификации экономики

     
В своем Послании народу Казахстана « Экономический курс Справедливого Казахстана» Глава государства Касым-Жомарт  Кемелевич Токаев сказал: «Мы должны реализовать ряд по-настоящему судьбоносных для нашей страны проектов. Задача диверсификации экономики становится еще более насущной, актуальной. Следует сфокусироваться на таких направлениях, как глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Другими словами, нужно создать кластеры высокого передела».
 
Понятие «кластер», созвучное компьютерному веку и означающее пучок (пакет,блок)  в отраслевой анализ было введено Майклом.Портером, профессором Гарвардской школы бизнеса.(1,2)
 
В настоящее время научная школа М. Портера развивается в трудах К. Кетельса, Г. Линдквиста, О. Солвелла и др
В экономическом смысле « кластер»- сообщество  географически соседствующих компаний тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.  Конкурентоспособность имеет замечательное свойство распространяться на ближайшее окружение компании, успешной на рынке. Такая компания, родоначальница кластера, «заражает» своей  конкурентоспособностью поставщиков, потребителей, конкурентов.

Успешная компания –родоначальница предъявляет жесткие требования к поставщикам, заставляя их улучшать качество поставляемого сырья и тем самым повышать свою конкурентоспособность. Далее по технологической цепочке  высококачественная продукция компании-родоначальницы может использоваться компаниями смежных отраслей и стать основой их конкурентоспособности. Таким образом, выигрывают  и компании-поставщики, и компании-потребители, находящиеся в одной технологической цепочке с компанией-родоначальницей. Находится в благоприятной ситуации и население страны, если является потребителем качественной продукции местной компании.     

Кроме того, определенную пользу получают конкуренты компании родоначальницы, получившие опыт борьбы с сильным противником. В результате в одной стране или определенном регионе создается так называемая критическая масса конкурентоспособных поставщиков, потребителей, конкурентов, что способствует концентрации наиболее квалифицированных кадров, передовых технологий, специализированной информации, профессиональных навыков в определенной области. Интенсивно развиваются организации, связанные с деятельностью компаний (университеты, научно-исследовательские лаборатории, агентства по стандартизации и сертификации и другие). 

Таким образом, формируется кластер, составными элементами которого являются все отрасли, компании, между которыми существуют сильные связи- как горизонтальные, так и вертикальные. Например, кластер пищевой промышленности включает пищевые предприятия по переработке и производству пищевой продукции, сельскохозяйственные предприятия как поставщиков сырья, предприятия пищевого машиностроения, предприятия по производству тары, инфраструктурные организации.

Кластеры могут состоять из предприятий различных размеров: крупных, средних и малых. В зависимости от степени развития межотраслевых и внутриотраслевых связей кластеры различаются по широте охвата и уровню развития. Кластеры присутствуют в экономике как развитых, так и развивающихся стран. Транснациональные компании стремятся реализовать кластерный подход в мировом масштабе. Кластеры в большинстве стран   мира признаны важным инструментом содействия диверсификации экономики, инновациям, промышленному развитию и повышения  конкурентоспособности экономики.            

1. Портер М. Международная конкуренция.- М.: Международные отнощения,1993.
2. Портер М. Конкуренция: Пер.с англ.:учебное пособие.-М.:Издательский дом «Вильямс».-2000.

Салтанат Ахметжанова
д.э.н., главный научный сотрудник



Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 20.09.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!