30.01.2024
Результаты рассмотрения возражений налогоплательщиков к предварительным актам налоговых проверок за 2018-2022 годы и 1 полугодие 2023 года
В Казахстане с 1 июля 2017 года в целях поддержки субъектов предпринимательства в Налоговом кодексе был введен новый институт обжалования предварительных результатов налоговых проверок путем предоставления права налогоплательщикам подавать до окончания налоговой проверки письменные возражения на предварительные результаты проверок.
Данное право предоставлено с целью уменьшения количества жалоб на уведомления о результатах налоговых проверок, а также предоставления возможности налогоплательщикам регулировать налоговые споры внутри органов государственных доходов до окончания проверки.
Под предварительным актом налоговой проверки понимается документ о предварительных результатах налоговой проверки, составленный проверяющим в соответствии с налоговым законодательством Казахстана.
Нормы по предварительному акту налоговой проверки:
1) распространяются на налоговые проверки, приводящие к доначислению налогов и социальных платежей, за исключением:
- тематических проверок по вопросу подтверждения достоверности сумм превышения НДС;
- проверок на основании налогового заявления нерезидента на возврат подоходного налога из бюджета в связи с применением положений международного договора об избежании двойного налогообложения;
2) применяются к налогоплательщикам:
- подлежащим налоговому мониторингу;
- заключившим инвестиционные контракты;
- у которых по предварительным актам, сумма к доначислению налогов и специальных платежей превышает 20 000 МРП (в 2024 году – 73,8 млн. тенге).
Правила и сроки вручения налогоплательщику предварительного акта налоговой проверки, предоставления письменного возражения к предварительному акту налоговой проверки, рассмотрения такого возражения, а также категории налогоплательщиков, в отношении которых применяются нормы по предварительному акту налоговой проверки, утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12 января 2018 года № 20 (
можно ознакомиться здесь).
За 5 лет действия института по обжалованию предварительных результатов налоговых проверок налогоплательщиками подано 623 возражений с обжалованием сумм доначисления налогов и социальных платежей на общую сумму в размере 504 110,2 млн. тенге.
Проведенный анализ результатов рассмотрения органами государственных доходов возражений налогоплательщиков к предварительным актам налоговых проверок, поданных до окончания проверки, показал следующее.
Наибольшее количество удовлетворенных возражений налогоплательщиков приходится на 2022 год, где 34,2% возражений (из 111) были удовлетворены в пользу налогоплательщиков, т.е. каждый третий обжалованный предварительный акт налоговой проверки, приводящий к доначислению налогов и социальных платежей, подлежал отмене.
В 2018 и 2021 годах также наблюдался высокий процент отмены предварительных результатов актов налоговых проверок в пользу налогоплательщиков и варьировал на уровне 19,4% и 25,5%, т.е. каждый четвертый или пятый акт предварительных результатов налоговых проверок подлежал отмене.
Наименьшее количество процента удовлетворенности возражений приходилось на 2019 и 2020 годы, и варьировал на уровне 1,5% и 5,6%, т.е. в эти периоды органы государственных доходов оставляли обжалуемые налогоплательщиками предварительные результаты налоговых проверок без изменения, и обжалуемые в возражении суммы налогов и социальных платежей подлежали доначислению по завершении акта проверки.
В целом, за анализируемый период 14,9% (из 623) поданных возражений были удовлетворены в пользу налогоплательщиков, в результате 10,3% (из 504 110,2 млн. тенге) обжалуемых налогоплательщиками суммы налогов и социальных платежей, отраженных в предварительных результатах налоговых проверок и подлежащих доначислению, подлежали отмене.
Осипова Эльмира
Заместитель директора Центра
Все статьи