13.02.2024
Фискальное пространство – относительно новая концепция, предусматривающая количественную оценку возможности страны управлять налогово-бюджетной политикой в зависимости от изменяющихся условий. Это некий потенциал или резерв государственного бюджета, который может быть использован в определенных целях без ущерба для финансовой устойчивости и стабильности экономики.
То есть, если предполагается выделение дополнительных государственных расходов, то для этого необходимо иметь или создавать соответствующее фискальное пространство. Правительство может создавать его путем увеличения доходов, получения займов, сокращения менее приоритетных расходов и др.
Оценка фискального пространства производится различными методами, один из которых – сопоставление различных показателей состояния налогово-бюджетной сферы.
Анализируя динамику изменения доходов государственного бюджета Казахстана, следует отметить их рост за 2018-2022 годы почти в 2 раза: с 10,8 трлн тенге в 2018 году до 20,2 трлн тенге в 2022 году. За 11 месяцев 2023 года доходы государственного бюджета составили 22,2 трлн тенге. При этом структура доходной части государственного бюджета ежегодно остается почти неизменной. Наибольшую долю составляют налоговые поступления – в среднем 69,0% и поступления трансфертов – в среднем 26,4%.
Также за анализируемый период практически в 2 раза увеличились ненефтяные доходы государственного бюджета Казахстана: с 7,1 трлн тенге в 2018 году до 14,0 трлн тенге в 2022 году. За 11 месяцев 2023 года ненефтяные доходы государственного бюджета составили 16,9 трлн тенге. При этом, несмотря на рост ненефтяных доходов, их доля в ВВП остается низкой: в среднем 12,7% за 2018-2022 годы.
Расходы государственного бюджета Казахстана за 2018-2022 годы увеличились почти в 2 раза: с 12,3 трлн тенге в 2018 году до 24,4 трлн тенге в 2022 году. За 11 месяцев 2023 года расходы государственного бюджета составили 24,2 трлн тенге.
Необходимо заметить, что значительно превышение расходов государственного бюджета над ненефтяными доходами ежегодно усугубляют ненефтяной дефицит, который составляет 8,2% от ВВП (-8,4 трлн тенге) в 2022 году, что является достаточно высоким значением. За 11 месяцев 2023 года ненефтяной дефицит составил 9,6% от ВВП (-7,2 трлн тенге). Следует отметить, что ненефтяной дефицит покрывается активами Национального фонда, которые пополняются за счет волатильных нефтяных доходов, и долгом Правительства.
В свою очередь, в результате использования средств Национального фонда и дополнительных заимствований отмечается снижение чистых финансовых активов государства, которые на конец 2022 года составили 1,9% к ВВП.
На основе проведенного анализа, можно констатировать риски сужения фискального пространства. Вместе с тем, хроническое наличие высокого уровня ненефтяного дефицита государственного бюджета говорит о постоянном превышении расходов над соответствующими доходами и об отсутствии создания дополнительного резерва для возможного повышения государственных расходов, не отягощенных заимствованиями.
В этой связи, в среднесрочной перспективе фискальная политика Казахстана должна быть ориентирована на повышение ненефтяных доходов бюджета, изменения приоритетов государственных расходов, а также на их эффективное использование в целях недопущения создания так называемой «черной дыры» в фискальном пространстве.
Ксения Загал
Директор Центра
Все статьи