Регулирование в социальных сетях: сквозь фильтры реальности

16.02.2024

На сегодня социальные сети стали важной частью жизни общества, и с каждым днем возрастает роль технологий в формировании нашего восприятия мира. 

Инструменты в социальных сетях, таких как Instagram, Snapchat и TikTok, стали не только способами развлечения, но и инструментами для преодоления синдрома дисморфофобии.
 
Справочно: синдром дисморфофобии проявляется чрезмерной обеспокоенностью своей внешностью, желанием улучшить ее, что впоследствии переходит в болезненное состояние.

Так, по результатам исследования бренда Dove, свою внешность через фильтры меняют даже девочки-подростки. 80% опрашиваемых уже корректировали себя на фотографиях к 13 годам.


Бесконтрольное использование приложений по изменению внешности с одной стороны негативно влияет на психологическое воздействие населения, а с другой стороны положительно на бизнес, за счет возможности привлечения инвестиций.
 
К примеру, в 2021 году компания Lightricks, которой принадлежит одно из ранее самых популярных приложений по изменению внешности FaceTune, привлекла инвестиции на сумму 130 млн. долларов при оценке стоимости в 1,8 млрд. долларов США.
 
Еще одно популярное приложение по изменению внешности –  FaceApp принес своим разработчикам более 1 млн. долларов всего за 10 дней скачивания.
 
Учитывая ряд общенациональных приоритетов в рамках Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года, необходимо предпринять меры не только для развития бизнеса, но и для поддержания здоровья людей.

Считаю, что необходимо изучить международную практику по регулированию использования фильтров в социальных сетях.

Так, Франция приняла закон о запрете использования фильтров в рекламе красоты без соответствующих предупреждений. В Великобритании и Канаде ведутся обсуждения по вопросам ограничения рекламы с использованием фильтров в отношении несуществующих стандартов красоты. 
В этой связи появляется новый немаловажный аспект, который, так или иначе, связан с искажением образа/внешности в социальных сетях. Это онлайн реклама, реклама блогеров, инфлюенсеров. Ведь ни для кого не является секретом, что внешний вид рекламирующего тот или иной продукт человека напрямую влияет на «продаваемость» рекламы.
  
В Норвегии рекламодателям и инфлюенсерам в социальных сетях запрещено делиться рекламными фотографиями в Интернете, не раскрывая, были ли изображения подвергнуты фотошопу.
 
В Великобритании обсуждается законопроект, представленный депутатом Люком Эвансом, о цифровых изображениях тела. Как заявил сам депутат: «Если кому-то заплатили за публикацию в социальных сетях отредактированной фотографии, или рекламодатели, вещательные компании или издатели зарабатывают деньги на отредактированной фотографии, они должны быть честными и откровенными в этом вопросе. Речь идет не о том, чтобы помешать вам подправить свадебные фотографии или убрать эффект красных глаз в публикации, она нацелена на тех, кто имеет значительное, далеко идущее влияние, и на тех, у кого есть коммерческие намерения».

Казахстану также необходимо выработать эффективные, сбалансированные и учитывающие специфику нашей культуры и общества меры в области регулирования использования фильтров. Данный процесс может проводиться в несколько этапов, где в первую очередь будет регулироваться деятельность блогеров и инфлюенсеров, чья деятельность имеет существенное влияние на потребителей медиа контента. 

В 2023 году уже принят нормативный акт, регулирующий рекламную деятельность блогеров – Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», однако данный правовой акт не затрагивает тему использования технологий, изменяющих внешность человека.

Таким образом, требуется формирование более ответственного подхода к цифровой трансформации со стороны Правительства РК, учитывая возможное негативное развитие «фильтровых» тенденций. 

Еркежан Калмакбаева
 старший эксперт 



Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 20.09.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!