22.02.2024
В целях укрепления кадрового потенциала сельских территорий необходимыми специалистами, а также закрепления дипломированных кадров в сельской местности, с 1 июля 2009 года в Казахстане реализуется проект «С дипломом в село».
Проект направлен на предоставление мер социальной поддержки, позволяющих решить главный вопрос специалистов, которые живут и работают в сельской местности, а именно – приобретение жилья на льготных условиях.
Казалось бы, отличная возможность для специалистов, которые заканчивают обучение и приезжают в село, где основным требованием для получателя является принятие на себя обязательства отработать не менее трех лет по соответствующей специальности в организации, расположенной в данном сельском населенном пункте.
Однако, как показывает практика, с 2020 года наблюдается негативная тенденция по сокращению количества специалистов, воспользовавшихся льготным кредитованием в рамках Проекта «С дипломом в село».
Так, в 2023 году по сравнению с 2020 годом их количество сократилось на 30%.
При этом, с 2019 года наблюдается увеличение как и суммы единовременного подъемного пособия в 1,4 раза, с 252 500 тенге до 345 000 тенге, так и максимальной суммы бюджетного кредита в 1,4 раза с 3 784,5 тыс. тенге до 5 175,0 тыс. тенге в 2023 году.
Следует отметить, что данное увеличение произошло не из-за ежегодного увеличения размера предоставляемых социальных пособий в рамках проекта «С дипломом в село», а за счет ежегодного увеличения размера МРП.
Более того, с учетом ежегодного роста цен на рынке жилья, в 2023 году внесены некоторые изменения, касающихся размеров предоставления мер социальной поддержки специалистам.
Так, с 2024 года для специалистов, прибывших в районные центры, размеры бюджетного кредита увеличены с 1 500 МРП до 2 500 МРП или 9,2 млн. тенге, для сельских населенных пунктов – до 2 000 МРП (7,3 млн. тенге) на 15 лет со ставкой вознаграждения в размере 0,01% годовых от суммы кредита.
В условиях, когда происходит и прогнозируется дальнейшее повышение стоимости жилья в городах, возможность приобретения или строительства собственного жилья должно было стать для дипломированных специалистов достаточно весомым стимулом для постоянного проживания и работы в селе.
В свою очередь, увеличение размера бюджетного кредита лишь частично решает проблему снижения количества специалистов, желающих воспользоваться льготным кредитованием.
К примеру, в Туркестанской области, которая демонстрирует максимальные результаты по проекту «С дипломом в село» соотношение количества специалистов, получивших подъёмные пособия, к количеству специалистов, получивших бюджетный кредит – 3 к 1. То есть, только каждый третий прибывший специалист по проекту «С дипломом в село» в сёла Туркестанской области приобрел жилье в рамках льготного кредитования.
Похожая ситуация прослеживается в целом по республике. Так, за последние три года все меньше специалистов, прибывших в СНП, получают льготный кредит и разрыв между двумя предоставляемыми мерами социальной поддержки в рамках проекта «С дипломом в село» увеличивается.
Основная проблема заключается не только в недостаточности предоставляемого размера кредита, но и в закредитованности населения, наличии негативной кредитной истории, отсутствии на рынке недвижимости жилья с необходимыми комфортными условиями для проживания, низких заработных платах в сельской местности и повышении расходов населения, низкой осведомленности о возможностях получения социальной поддержки в рамках проекта «С дипломом в село».
Так, к примеру, зарплата специалиста в сфере образования в сельской местности в 2023 году составила 240,5 тыс. тенге.
Принимая во внимание тот факт, что денежные расходы на душу населения по республике составляют в среднем 260,8 тыс. тенге, а сумма ежемесячного платежа, при условиях займа максимальной суммы на максимальный срок по проекту «С дипломом в село» в 2023 году составляла около 30 тыс. тенге, а в 2024 году составит – чуть более 50 тыс. тенге для специалистов районных центров и 40,5 тыс. тенге для специалистов СНП – специалист в сфере образования в сельской местности не имеет финансовой возможности в приобретении жилья даже по льготным условиям.
Следующая причина снижения количества специалистов, получивших бюджетный кредит в рамках проекта «С дипломом в село» – отсутствие жилья для продажи в большинстве населенных пунктов района, в том числе, подходящее под критерии проекта «С дипломом – в село», жилье 70-х годов неблагоустроенно и не соответствует потребностям специалистов.
Отток молодых специалистов и нежелание приобретать жилье в СНП связано, в том числе и с отсутствием централизованного теплоснабжения.
При этом на наш взгляд, занижена стоимость одного квадратного метра жилья в действующих правилах , регламентирующих порядок предоставления социальной поддержки в рамках проекта «С дипломом в село».
Так, согласно действующим Правилам, стоимость одного квадратного метра жилья не должна превышать 46 МРП, или 158,7 тыс. тенге в 2023 году.
Согласно данным БНС АСПИР, средние фактические затраты на строительство 1 кв. метра общей площади жилых домов в сельской местности по республике составили 127,4 тыс. тенге.
Однако, в ряде областей Казахстана, таких как Абай (172,9 тыс. тенге), Жетісу (158,6 тыс. тенге), Акмолинская (161,0 тыс. тенге), Алматинская (166,0 тыс. тенге), Восточно-Казахстанская (175,6 тыс. тенге) области, средние фактические затраты на строительство 1 кв. метра превышают не только республиканские значения, но и сумму затрат, предусмотренных в действующих Правилах.
Более того, необходимо принять во внимание тот факт, что после завершения строительства специалист, прибывший в село и получивший поддержку в рамках проекта «С дипломом в село», осуществляет ввод в эксплуатацию жилья в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, что также предусматривает финансовые издержки.
В связи с этим, выделяемой суммы на строительство может быть недостаточно для специалистов СНП нескольких регионов страны.
Исходя из анализа хода реализации проекта «С дипломом в село», предлагается рассмотреть возможность дифференциации размеров бюджетного кредита в зависимости от стоимости жилья в регионах.
Принимая во внимание высокий уровень закредитованности населения и наличие негативной кредитной истории, что не позволяет специалистам оформить льготную ипотеку, необходимо предусмотреть альтернативный вариант обеспечения жильем специалистов, поскольку на практике возможны различные жизненные ситуации и Правила необходимо совершенствовать в плане вариативности их применения. Кроме того, отсутствие необходимости погашения бюджетных кредитов повысит располагаемый доход прибывших в СНП специалистов.
Динара Мукушева
ведущий эксперт
Все статьи