23.02.2024
В рамках исполнения поручения Главы государства о поэтапном отказе от вмешательства государства в ценообразование Министерство торговли и интеграции подготовило изменения в действующие Правила установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них.
В частности, в размещенном на сайте Электронного Правительства в рубрике Открытые НПА проекте Приказа указано:
«Пороговое значение розничных цен на социально значимые продовольственные товары определяется по каждому отдельному социально значимому продовольственному товару, за исключением муки пшеничной первого сорта, хлеба пшеничного из муки первого сорта (формовой), рожки (весовые), крупы гречневой (ядрица, весовая), риса шлифованного (круглозерный, весовой), картофеля, молока пастеризованного 2,5% жирности в мягкой упаковке, яйца куриного (I категория), соль поваренная пищевая (кроме «Экстра»), на территории города областного и республиканского значения, столицы для каждого квартала».
Это означает, что 9 видов продуктов из общего списка 19 Социально-значимых продовольственных товаров выпадут из-под ценового контроля со стороны государственных органов.
Это было предусмотрено Общенациональным планом мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2022 года, которым предусмотрено к 1 полугодию 2024 года отказаться от механизма введения предельных цен по 9 позициям из списка СЗПТ, по которым в стране налажено устойчивое 100% отечественное производство.
Также к 1 полугодию 2025 года запланирован отказ от механизма введения предельных цен на СЗПТ по 10 остальным товарам - морковь столовая, лук репчатый, капуста белокочанная, масло подсолнечное, говядина (лопаточно-грудная часть с костями), мясо кур (бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью), кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке, масло сливочное (несоленое, не менее 72,5%) жирности, без наполнителей и растительных жиров), творог (5-9% жирности), сахар белый - сахар-песок), по которым импортозамещение будет доведено до 100%.
Данная мера, в ряду других принимаемых Правительством РК, вполне оправдана и направлена на увеличение инвестиционной привлекательности отраслей, недопущения дефицита товаров и зависимости от импорта. Безусловно, этот документ будет позитивно воспринят казахстанским бизнес-сообществом, особенно той его частью, которая несет потери от увеличивающегося объема дешевого импорта и несправедливых условий для местных товаропроизводителей.
Поэтапный отказ от государственного регулирования цен на СЗПТ будет проводиться параллельно с переходом на адресную помощь социально - уязвимых граждан. Получатели этой адресной помощи смогут приобретать СЗПТ по льготным ценам за счет адресного товарного таргетирования и выставления встречных обязательств для отечественных товаропроизводителей через стабилизационные фонды в регионах. Пилотная работа уже ведется (цифровые продовольственные ваучеры, адресная доставка СЗПТ для получателей АСП, повышение социальной ответственности бизнеса через дисконтные цены для уязвимых слоев населения).
Вместе с тем, есть пункты, вызывающие дискуссию. В частности, остается открытым вопрос обеспечения внутреннего рынка сахаром-песком, объёмов производства которого в Казахстане не хватает для покрытия собственных потребностей. За счет производства из отечественного сырья покрывается только 8% потребности в сахарной продукции. Остальное завозится, в первую очередь, из России. Стабильные цены на сахар-песок прошедшего года в значительной степени сыграли «убаюкивающую» роль для казахстанских профильных министерств, ответственных за отрасль. На самом деле за внешне вполне благоприятной ситуацией скрывается своеобразная «мина замедленного действия. Ведь низкая цена на сахар объясняется бесконтрольным импортом в страну российского сахара, себестоимость которого дешевле казахстанского.
Разработанный «Комплексный план по развитию сахарной отрасли в Республике Казахстан на 2022-2026 годы», который предусматривал обеспечение производителей сахара отечественным сырьем, техническую модернизацию заводов, меры по сдерживанию и стабилизации цен, по сути, не выполняется. А ведь прошло уже два года со дня его разработки. Произведенный в прошлом году отечественными заводами сахар-песок пролежал на складах, будучи неконкурентоспособным по цене.
Под вопросом и исполнение обязательств заводами по модернизации их производств (заявлялась сумма 12 млрд. тенге в период 2023-2025 гг. Не были исполнены и планы заводов произвести в прошлом году около 400-450 тыс. тонн отечественного сахара-песка. Нет уверенности и в эффективном использовании заводами денежных сумм, выделенных на закуп сахара-сырца тростникового, а ведь эти средства (14,3 млрд. тенге) выделялись из бюджета на весьма выгодных условиях.
Учитывая указанные нюансы, осторожность в позитивной оценке заявленных мер представляется обоснованной, поскольку ситуацию с ценами на сахар в стране в прошлом году во многом определял импортируемый российский продукт. Судя по всему, тенденция сохраняется. Например, за неполный январь месяц 2024 года только через Товарную биржу ETC в страну было оформлено и завезено 35,8 тыс. тонн сахара-песка.
Габит Матаев
ведущий научный сотрудник
Все статьи