06.03.2024
Указ Президента РК о присвоении селу Жетыген статуса города областного значения и переименовании его в Алатау явился еще одним звеном последовательных изменений в административно-территориальной системе страны.
Вызванный этим решением Главы государства заметный общественный резонанс вполне закономерен и объясним.
Справка: населенный пункт был образован как крестьянское поселение еще в 1873 году на месте почтового пикета, называемого Кутентайским, поставленного на Капальском тракте (ныне Илийский тракт) в 1857 году и назывался село Николаевка. Находится примерно в 60 км от города Алматы. По данным переписи 2009 года численность населения села составляла 15,6 тыс. человек. Общая площадь нового города составляет 88 тыс. га, а население - 52,7 тыс. человек, территория Специальной экономической зоны расширена до 96,5 тыс. га.
Интерес к данному событию общества в целом и местного населения, в частности, продиктован актуальностью вопроса, вытекающей из давно назревшей необходимости решения ряда накопившихся социально-экономических, инфраструктурных проблем в городе Алматы и Алматинской области. Надо отметить, что проект строительства и развития городов-спутников от Алматы в сторону Капчагая был разработан еще в 2006 году с расчетом, что это решит вопросы развития Алматы и Алматинской агломерации, в первую очередь, проблему перенаселенности, снизит дефицит жилья и цены на недвижимость в южном мегаполисе, не снята проблема дачных поселков, где проживают большое количество граждан, ждет решения вопрос маятниковой миграции.
Проект неоднократно пересматривался, в него вносились изменения, причем весьма существенные. Сегодня, это проект умного города «G4 City», который включает 4 тематических района по магистрали Алматы - Конаев и является якорной точкой международных автомобильных коридоров «Западная Европа - Западный Китай», коридоров в рамках Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), Север-Юг и геостратегически встроена в стратегическую инициативу «Шелковый Путь». Планируется, что G4 City станет новым экономическим и туристическим центром, располагающимся вдоль Нового Шелкового пути. По разным оценкам, к 2050 году в G4 City будет проживать около 2-х млн. жителей и будет создано около 1 млн. рабочих мест.
В настоящее время началась практическая реализация проекта, планы руководства страны, правительства, местных властей в связи с этим очень серьезные. В силу своей перспективности и масштабности проект вызывает высокие ожидания и населения страны. Ведь главной целью проекта обозначено существенное повышение качества жизни граждан, качественное изменение социальной структуры общества, формирование нового поколения здоровых, активных, образованных граждан своей страны. Прежде всего, это, улучшение демографической ситуации в стране, создание условий для развития человеческого капитала, а также создание условий для прорывного развития страны.
Особенно значительные надежды на улучшение ситуации в регионе у местного населения, для которого приоритетны такие компоненты, как модернизация автодорожной сети и улиц, объектов инженерно-социальной инфраструктуры, повышение занятости через создание новых рабочих мест, создание новых предприятий через привлечение инвестиций и технологий, повышение предпринимательской активности, улучшение экономической ситуации в регионе.
Безусловно, проект может решить вопрос децентрализации Алматы, создания новой индустриального района, рационального размещения жилых кварталов, соблюдая при этом требования к развитию социальной инфраструктуры.
Вопросы активной части общества и населения в основной своей массе сводятся к тому, как будет реализована правильная в целом идея. Основания для выражения сомнений, судя по всему, имеются.
Так, например, в декабре прошлого года были проведены экспертные круглые столы с участием разработчиков проекта, где, как сказано на сайте Urbanforum.kz, «обсуждались
тематические разделы Генерального плана города Алатау, приоритеты и стратегические направления развития умного города, его агломерационные и региональные связи, перспективы для нынешних и будущих жителей, новые решения для сохранения природно-экологического потенциала территорий».
Понятно, что такие мероприятия необходимы в качестве имиджевой и разъяснительной работы. Однако возникает вопрос, насколько актуальны такие обсуждения при утвержденном уже плане и старте проекта.
В построении и организации имиджевой работы по проекту также, на наш взгляд, необходимо учитывать и вызывающее местами раздражение со стороны населения устоявшаяся тенденция стремления к излишней амбициозности формулировок, заимствования и активного импортных терминов и названий объектов англоязычного происхождения.
Габит Матаев
главный научный сотрудник ЦРИ
Все статьи