Инвестиционный бум в транспортной инфраструктуре Казахстана

18.03.2024

В 2023 году сектор транспорта и складирования в Казахстане продемонстрировал рекордный приток инвестиций в основной капитал, достигший 2,5 трлн тенге. Это на 40,3% (или на 938 млрд тенге) превышает показатели предыдущего 2022 года. Доля отрасли в общем объеме инвестиций также увеличилась с 10% до 14,5%, что подчеркивает растущее значение сектора в экономике страны.

В целом, за последние 5 лет наблюдается положительная динамика роста инвестиции в данную отрасль. По сравнению с 2019 годом данный показатель вырос вдвое с 1,2 трлн тенге до 2,5 трлн тенге.

 

В 2023 году более половины инвестиций (53%) отрасли приходятся на долю «складирования грузов и вспомогательную транспортную деятельность». Инвестиции на данную подотрасль выросли на 29% по сравнению с 2022 годом. В частности, значительная часть этих средств (1 трлн тенге) пошла на развитие «вспомогательной деятельности сухопутного транспорта». 


44% инвестиций (или 1,1 трлн тенге) были направлены на деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта, что в 2,2 раза больше по сравнению с предыдущим периодом. Особенно значительный рост наблюдался в подотрасли «трубопроводного транспорта» (в 1,9 раз или на 247,6 млрд тенге), «грузового железнодорожного транспорта» (в 3 раза или на 173,3 млрд тенге) и «прочего пассажирского сухопутного транспорта» (также в 3 раза или на 114,3 млрд тенге). Это указывает на стремление страны укрепить и расширить свою транспортную сеть, что является ключевым фактором для поддержания и развития экономической активности, особенно в контексте международной торговли и логистики. При этом, вклад остальных подотраслей не превышает и 3% (воздушного и водного транспорта, а также почтовых и курьерских услуг в совокупности). 

Отметим, что источниками более половины инвестиций в отрасль, а именно 52% или 1,3 трлн тенге, являются собственные ресурсы бизнеса и квазигосударственных компаний (к примеру, АО НК «КТЖ»). В то же время, значительный вклад внес и государственный бюджет, составивший 26% от общего объема инвестиций отрасли, включая 332,5 млрд тенге из республиканского бюджета и 293,3 млрд тенге из местных бюджетов. Госбюджет в основном участвует в инфраструрных проектах таких, как строительство местных и республиканских автодорог. Наблюдается снижение доли кредитования отрасли до 6% (или 150,3 млрд тенге), что отражает уменьшение с предыдущих 11%.  

Вместе с тем, отмечается рост привлечения других заемных средств - с 9% до 17% (441,4 млрд тенге), что подчеркивает расширение доступа к альтернативным источникам финансирования и может свидетельствовать о диверсификации финансовой стратегии отрасли.

Рассматривая региональное распределение инвестиций, лидерами являются Астана с 421,1 млрд тенге, Мангистауская и Атырауская области с 325,4 млрд и 262 млрд тенге соответственно, за ними следуют город Алматы с 199,3 млрд тенге и Карагандинская область с 166,4 млрд тенге. Такое распределение отражает экономический потенциал и стратегическое значение этих регионов в контексте развития транспортной инфраструктуры и логистики.

Так, согласно отчетным данным Министерства транспорта, в 2023 году приобретено 133 локомотива и закупается 856 пассажирских вагонов. Также ремонтно-строительными работами охвачено 10,7 тыс. км автомобильных дорог республиканского и местного значения, и завершены три крупных проекта: «БАКАД», «Кандыагаш – Макат» и «Ушарал – Достык».

Наряду с этим интенсивно велись работы по 6 проектам-долгостроям: «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», «Караганда – Алматы», «Мерке – Бурылбайтал», «Актобе – Кандыагаш» и «Атырау – Астрахань». 

Согласно данным НБРК с 2005 года общий объем иностранных инвестиций в экономику Казахстана в сферу транспорта и складирования составил 10,6 млрд долл. и наблюдается положительная динамика роста. Валовый приток ПИИ за 9 месяцев 2023 года составляет 859,4 млн долл. Однако основная доля этих средств, порядка 80% или 674,8 млн долл. была вложена в развитие трубопроводного транспорта, что сейчас является одной из основных задач нефтедобывающих компаний для диверсификации поставок нефти в связи с текущей геополитической обстановкой. 

По информации Kazakh Invest, в отрасли транспорт и складирование за период с 2017 по 2023 год было реализовано пять значимых проектов с участием зарубежных инвесторов на общую сумму 399 млн долл. Одним из крупных проектов является строительство нового аэропорта в городе Туркестане, стоимость которого оценивается в 206 млн долл. Проект осуществился при финансовой поддержке турецкой компании YDA Holding. 
Также среди проектов с иностранным участием, отметим расширение присутсвия зарубежных маркетплейсов в стране. К примеру, компания Ozon открыла логистические хабы в городах Астана и Алматы, а компания Wildberries запустила логистический центр в Алматы. Российский СДЭК открыл два новых склада фулфилмента в главных городах страны.

Начата проработка ряда важных проектов по развитию морской инфраструктуры Казахстана. Один из которых запуск в порту Курык зернового терминала совместно с эмиратской компанией Abu Dhabi Ports.

Согласно Пулу инвестиционных проектов, в стране реализуются порядка 82 инвестиционных проектов на сумму более 850 млрд тенге. Ведутся строительно-монтажные работы в таких проектах как многофункциональный морской терминал «Саржа» в Мангистауской области (98 млрд тенге), строительство пассажирского терминала международного аэропорта Алматы (88 млрд тенге), организация транспортно-логистического центра в Алматинской области (44 млрд тенге), многофункциональный грузоперевалочный терминал на ст. Достык (40 млрд тенге) и строительство оптово-распределительного центра «Алтай» в ВКО (32 млрд тенге).

Таким образом, в 2023 году наблюдается уверенный рост инвестиций в транспортно-логистический сектор Казахстана, который достиг 2,5 трлн тенге, что отражает его усиливающееся влияние на национальную экономику. Существенная часть финансирования происходит как за счет собственных средств отраслевых компаний, так и государственных вложений, подчеркивая финансовую устойчивость и приоритетную значимость развития транспортной инфраструктуры. Реализация крупных проектов по модернизации транспортной сети, в сочетании с увеличением прямых иностранных инвестиций, свидетельствует о динамичном развитии отрасли и её роли в укреплении экономической стабильности страны.

Сағынбаева Айтолқын
 Старший эксперт Центра развития торговой политики




Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 20.09.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!