02.04.2024
В Казахстане с 1 июля 2017 года в Налоговом кодексе был введен новый институт досудебного рассмотрения налоговых споров путем предоставления права налогоплательщикам подавать жалобу на результаты налоговых проверок в Апелляционную комиссию при Министерстве финансов Республики Казахстан.
Данное право предоставлено с целью повышения уровня досудебного рассмотрения конфликтных ситуаций между сторонами. Обжалование в Апелляционную комиссию не является обязательной процедурой перед обращением налогоплательщиков в суд.
Порядок досудебного обжалования результатов налоговых проверок (порядок подачи жалобы, форма, сроки и требования к содержанию жалобы), а также порядок рассмотрения Апелляционной комиссией данных жалоб регламентированы главой 21 Налогового кодекса.
Положение об Апелляционной комиссии и его состав утверждены приказами Министра финансов Республики Казахстан от 12 января 2018 года № 22 «Об утверждении состава Апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на уведомление о результатах проверки и (или) уведомление об устранении нарушений» и №23 «Об утверждении положения об Апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на уведомление о результатах проверки».
За 5 лет действия института досудебного рассмотрения налоговых споров Апелляционной комиссией принято к рассмотрению порядка 1 807 жалоб налогоплательщиков, в которых обжаловались результаты налоговых проверок на 1 169 млрд. тенге.
За анализируемый период Апелляционной комиссией рассмотрены 1 282 жалоб (71% из 1 807 жалоб), в которых обжаловались результаты налоговых проверок на 754 млрд. тенге (64,5% из обжалуемых 1 169 млрд. тенге), по итогам рассмотрения приняты следующие решения.
Проведенный анализ результатов досудебной апелляции налоговых споров показал, что наибольший процент удовлетворения Апелляционной комиссией количества жалоб налогоплательщиков наблюдается в 2022 году и составил 41% (из 164 жалоб), наименьший процент в 2021 году – 24% (из 354 жалоб).
Наибольшая доля отмены Апелляционной комиссией обжалуемых сумм доначислений налогов и платежей приходится на 2019 год и составила 26,6% (из обжалуемых 147 млрд. тенге), наименьшая доля приходится на 2020 год – 10% (из обжалуемых 122 млрд. тенге).
В целом, за анализируемый период процент удовлетворения Апелляционной комиссией количества жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок составил в среднем 30,7% (из 1 282 жалоб), то есть Апелляционной комиссией приняты решения в пользу налогоплательщиков. При этом доля отмены обжалуемых сумм доначислений налогов и платежей остается незначительной – 26,5% (из обжалуемых 754 млрд. тенге).
Эльмира Осипова
Заместитель директора Центра фискальной политики
Все статьи