12.04.2024
Как известно на протяжении 30 лет рост экономики Казахстана (с пополнением в том числе государственного бюджета) в значительной мере обеспечивался за счет добычи и реализации так называемого чернового золота (сырой нефти).
Как бы страна не пыталась уйти от сырьевой зависимости, она по сей день сохраняется.
В текущем году запланирован ввод более 400 проектов общей стоимостью 4,6 трлн тенге. Не менее 10 проектов направлены на создание кластеров высокого передела в приоритетных отраслях экономики.
В рамках реализации данных проектов предусматривается глубокая переработка металлов, тяжелое машиностроение, развитие нефтехимии и урановой промышленности.
Следует отметить, что ранее попытки индустриализации страны ввелись еще 15 лет назад с 5 летними индикаторами (в рамках проектов Карты индустриализации 2010-2014, 2015-2019).
Вместе с тем, до фактического достижения ухода от сырьевой зависимости, рассмотрим и оценим текущий вклад в экономику страны добычу и реализацию сырой нефти (с определением общих сумм налоговых поступлений и с уточнением их ставок), а также предельный срок использования данного природного ресурса.
Государство получает блага от нефти путем распределения 8 налоговых поступлений, 7 из которых идут в Национальный фонд, и только 1 в республиканский бюджет.
Многих может заинтересовать также вопрос, по каким же ставкам платятся данные налоги. Среди них отсутствует в открытом доступе информация, раскрывающая долю РК по разделу продукции по заключенным контрактам от организации нефтяного сектора.
Корпоративный подоходный налог составляет 20% от налогооблагаемого дохода (с учетом предусмотренных Налоговым кодексом вычетов).
По иным поступлениям наблюдается различие в определении налоговых ставок, с применением как дифференцированных фиксированных сумм, так и процентных соотношений.
Общая сумма данных налоговых поступлений за 10 лет (2013-2022) составила 36,9 трлн. тенге, где основными поступлениями по объемам являются. Среднегодовая сумма данных поступлений составляет 3,6 трлн. тенге.
С учетом текущих темпов добычи сырой нефти (с планами довести до 100 млн. тонн в год) длительность нефтяной подушки может составить еще 44 года.
С учетом вышеизложенного, имеется потребность эффективного использования времени по:
- диверсификации экономики (с восполнением в будущем ежегодной государственной выручки в размере не мене 3,6 трлн тенге);
- подготовке нормативной базы (в части выполнения недропользователями своих обязательств по завершению освоения месторождений).
Даулет Жамбайбеков
ведущий эксперт ЦРИ
Все статьи