18.04.2024
В современном мире доступ к информации огромен, и каждый день люди сталкиваются с огромным потоком информации из различных источников: телевидения, интернета, социальных сетей, мессенджеров и т.д.
Отдельные исследования показывают, что сегодня концентрация внимания читателей упала до 8 секунд, хотя до 2000 года оно составляло 12 секунд (согласно отчета Microsoft, проводимого в Канаде с участием 2000 человек).
Ученые все активнее начинают говорить об экономике внимания (attention economy) или эпохой «золотых рыбок». В век информации главным товаром является не материал, а стиль, поскольку именно стиль конкурирует за наше внимание среди шума и потока новых медиа. Понятие attention economy впервые в 1997 году ввел физик и экономист Майкл Голдхабер на конференции по экономике цифровой информации.
Ученый использовал его в качестве более корректной альтернативы понятию information economy (информационная экономика).
Экономика внимания утверждает, что в условиях информационного изобилия самым дефицитным ресурсом становится внимание человека. Как результат, внимание становится объектом конкуренции, где участники борются за привлечение внимания аудитории. Это имеет важное значение для бизнеса, медиа, рекламы и культуры в целом, поскольку успешность их деятельности зависит от того, насколько эффективно им удается привлечь и удержать внимание своей целевой аудитории.
Размер глобальной экономики внимания составляет порядка триллионов долларов США. Только для США по оценкам Evans, в 2016 году он составил 7,1 трлн долларов США и 437 млрд часов, в то время как Brynjolfsson и Oh оценили потребительский профицит от телевидения в 10,2% ВВП, а от Интернета - в 5,8% ВВП или в совокупности на уровне 3 трлн долларов США (в среднем за 2007-2011 годы). Для сравнения, выручка пяти крупных технологических компаний (Facebook/Meta, Google/Alphabet, Apple, Amazon и Microsoft) в 2021 году составила около 1,4 трлн долларов. Согласно отчету General Electric о промышленном интернете, экономика может добавить от 10 до 15 трлн долларов США к мировому ВВП в течение следующих нескольких десятилетий.
Согласно БНС АСПР РК доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли страны в 2022 году (с учетом маркетплейсов) составила 12,5%, что в три раза больше по сравнению с 2021 годом. В 2022 году данные сформированы с учетом маркетплейсов, но динамика за последние пять лет до 2021 год демонстрирует увеличение в 3 раза.
За 2022 год в стране наибольшая доля (58%) от общего объема реализации товаров и услуг осуществлялась через маркетплейсы с основным видом экономической деятельности «розничная торговля путем заказа товаров по почте или через сеть Интернет», 21,2% – «сопровождение программного обеспечения», 16,2% – «деятельность в области информационных технологий и информационных систем».
Изменение времени концентрации внимания привело к трансформации того, как мы учимся. Развитие массовых открытых онлайн-курсов стало одним из результатов этой трансформации. Примером таких платформ является Duolingo, платформа для обучения иностранным языкам, которой пользуются более 70 миллионов людей по всему миру. Длина урока варьируется от 5 до 20 минут. Разработчики Duolingo называют 20-минутный урок «Сумасшедшей сложностью».
Еще одним примером является Lynda, MOOC-площадка, на которой представлены курсы от высшей математики до тайм-менеджмента. Курсы на Lynda предлагаются полностью в формате видео, что делает обучение более интерактивным и доступным для пользователей.
По данным digital-хаб Wunder Digital за 2022 год в Казахстане 17,3 млн из 19,5-миллионного населения пользовались интернетом, а проникновение составляло 89,2%. Ежедневно 89% выходят в сеть и интересуются поиском, видео, новостями, социальными сетями и мессенджерами, покупками, музыкой, играми.
О том, что людей интересует простой контент говорят и цифры об использовании платформы TikTok: в социальных сетях 4,62 миллиарда активных пользователей, из них 1 миллиард пользователей TikTok, что означает почти четверть из них используют данную платформу.
Развитие экономики внимания имеет как положительные, так и негативные стороны.
С положительной стороны, она способствует развитию инноваций и креативности, поскольку стимулирует конкуренцию за новые идеи и концепции. Также, она может помочь в повышении эффективности маркетинга и рекламы, что полезно для бизнеса.
С другой стороны, негативные аспекты включают в себя информационный шум, который может затруднить выделение важной информации, а также потерю концентрации и внимания из-за постоянного воздействия информационных потоков. Кроме того, конкуренция за внимание может привести к повышенному давлению на психическое здоровье, особенно у детей и подростков.
Поэтому важно балансировать развитие экономики внимания, учитывая как ее позитивные, так и негативные аспекты, чтобы обеспечить здоровое информационное окружение и инновационное развитие общества. При этом активную роль играет государство. Государство должно активно пропагандировать свои идеи и стимулировать обсуждение актуальных проблем среди населения. При этом допустимо использовать различные подходы для привлечения внимания к острым вопросам, при условии, что это не причиняет вреда гражданам и не нарушает их права.
Алтынгуль Утебаева
Заместитель директора
Секретариата по ЦУР
Все статьи