08.05.2024
В свете оптимизации государственного бюджета, сегодня актуальным становится пересмотр бюджетных расходов, как на республиканском, так и на местном уровне в части их продуктивности и целесообразности.
В первую очередь следует оценить масштаб финансирования государством тех или иных направлений.
Если исключить рассмотрение вопроса по выполнению государством социальных обязательств, а также реализацию инфраструктурных проектов (как первостепенные направления государственных расходов), на первый план выходят те направления, которые в целом должны находиться в конкурентной среде. Однако как показывает практика, некоторые направления все же финансируются государством, в первую очередь речь идет о содержании в Казахстане профессиональных футбольных клубов.
Данные открытых источников показывают, что в стране имеется 14 профессиональных футбольных клубов, которые прямо или косвенно поддерживаются государством. Бюджеты данных клубов варьируются от 600 млн. тенге до почти 6 млрд. тенге ежегодно, и в общей сложности речь идет о 31 млрд. тенге.
Больше половины данных клубов содержатся местными исполнительными органами, то есть за счет государственных средств.
Следует также отметить тот факт, что в Казахстане начиная с текущего года, отменили лимит на легионеров в футбольных клубах. Следовательно, отсутствие лимита может привести к полному отсутствию на поле отечественных игроков. И такой состав команды будет содержаться в основном за счет местного бюджета и соответственно налогоплательщиков.
В данном вопросе необходимо обратить внимание на международный опыт, где многие страны (развитые и развивающиеся) поддерживают профессиональный футбол исключительно за счет частных средств. Во многих странах профессиональный футбол не только «не просит денег» у государства, но и является весомой статьей налоговых поступлений. Так, согласно
исследованию CIES Football Observatory, Бразилия является мировым
лидером по экспорту – 1289 футболистов за сезон 2022-2023 гг.
Экспорт бразильских футболистов и футбол в целом ежегодно формирует порядка 0,72% ВВП (
или порядка 10 млрд. евро), ее доля в общей структуре всех налоговых поступлении Бразилии составляет – 1,4%.
Не секрет, что для бразильских детей из социально-уязвимых слоев населения, футбол является «социальным лифтом» и его развитие начинается именно с уличных дворов.
Проводя аналогию с Казахстаном, возникает мысль о целесообразности поддержки массового спорта в регионах страны. Как известно, не все регионы Казахстана могут «похвастаться» наличием современных детских площадок и футбольных полей, которые помимо досуга детей, формирует более «здоровую нацию».
Немного арифметики:
- Средний размер дворового футбольного поля составляет – 192 квадратных метра (16 метров в длину и 12 метров в ширину).
- Средняя стоимость услуг по строительству дворового футбольного поля в 192 квадратных метра составляет – 1,9 млн. тенге (было проанализировано более 8 поставщиков услуг).
Средняя стоимость затрат на строительные материалы дворового футбольного поля в 192 квадратных метра составляет 4,4 млн. тенге:
- Искусственный газон с высотой ворса 40 мм – 432 тыс. тенге;
- Футбольные ворота 2 единицы – 106,8 тыс. тенге;
- Сетка для ворот 2 единицы – 74,5 тыс. тенге;
- Ограждение высотой 5 метров – 3819 тыс. тенге.
Итого с учетом строительных работ и расходов на материалы для строительства одного небольшого футбольного поля во дворе потребуется – 6,3 млн. тенге. Теоретически на деньги профессионального футбола в объеме 31 млрд. тенге можно оборудовать почти 5 тыс. дворов футбольными полями.
Даулет Жамбайбеков
ведущий эксперт ЦРИ
Все статьи