11.05.2024
Развитие и улучшение транспортных связей и развитие логистики в целом – являются одними из ключевых приоритетов государства.
В настоящее время ведется активная интеграция Казахстана в глобальные логистические цепочки, координационная работа с железными дорогами других стран, в целях привлечения новых транзитных грузопотоков на трансконтинентальные маршруты, что можно проследить в динамике роста транзитных перевозок грузов, которые выросли за последние 6 лет в 1,5 раза с 16,0 до 23,2 млн. тонн в год.
Основной прирост обусловлен увеличением транзита в направлении «КНР – ЕС – КНР», а также «КНР – ЦА – КНР», «Россия – ЦА – Россия» и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Не менее важны внутренние и экспортно-импортные перевозки, суммарно составляющие более 94% от общего объема перевозок.
«Транспорт и складирование» является наиболее быстрорастущей отраслью экономики,
в 2023 году его рост составил 7,1% по сравнению с годом ранее. Удельный вес отрасли в валовой добавленной стоимости к ВВП составляет 5,3%.
В последние годы, в экономике наблюдается положительная динамика роста таких отраслей, как «Транспорт и складирование» и «Оптовая и розничная торговля». Так, объем оптовой торговли в 2023 году составил 41,8 трлн тенге или 112,8% к уровню соответствующего периода 2022 года.
При этом, наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в 2023 году приходится на г. Алматы (37,9%), г. Астана (16,9%), Атырауская область (14,8%), Карагандинская область (5,4%).
Объем розничной торговли в 2023 году составил 19,2 трлн тенге или 107,7% к уровню соответствующего периода 2022 года. Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в 2023 году приходится на г. Алматы (32,5%), г. Астана (13,1%), Карагандинскую (7,9%) и Восточно-Казахстанскую (6,1%) области.
Развитие онлайн-ритейла – один из приоритетов государственной политики, так в 2022 году объем рынка розничной электронной коммерции (внутренний рынок) с учетом маркетплейсов составил 2,0 трлн тенге, из них розничный оборот через маркетплейсы составил – 1,1 трлн тенге (56,9%), предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров через собственный Интернет-ресурс – 845,6 млн. тенге (43,1%).
В целом, доля электронной коммерции в розничной торговле без учета маркетплейсов в 2022 году составила 5,4% .
О ситуации на рынке складских помещений
Согласно данным аналитического отчета «Рынок качественной складской недвижимости стран Центральной Азии, Закавказья, Республики Беларусь» консалтинговой компании
NF Group , на текущий момент объем качественного предложения складских помещений в Казахстане составляет 1,3 млн. кв. метров, из которых на г. Алматы приходится - 73%, на г. Астана - 21% и на г. Шымкент – 6%.
По обеспеченности складской недвижимостью в регионе Центральной Азии - Казахстан занимает первое место (Узбекистан – 221 тыс. кв. метра; Кыргызстан – 46 тыс. кв. метра; Таджикистан – 10 тыс. кв. метра).
Однако, в Казахстане наблюдается проблема отсутствия свободных складов, которые отрицательно влияет на коммерческие условия аренды. Так, ставки аренды варьируются в зависимости от портфеля собственника, географического расположения объекта, а также профиля и надежности потенциального арендатора. Диапазон запрашиваемых ставок аренды на существующие площади «А-класса» (соответствующих международным стандартам) составляет 4000–4500 тенге за кв. метр в месяц.
Анализ Интернет-ресурса «Krisha.kz» показывает, что в стране имеется более 300 складских помещений, которые имеют более 1000 кв. метров свободных площадей, из которых только на г. Алматы приходится 64 объекта. К примеру, в г. Алматы имеются уникальные логистические операторы с самыми крупными морозильными складами «А-класса» в Центральной Азии, их услуги доступны для всех желающих.
Как известно, внешняя торговля Казахстана неоднородна по регионам. Так, ключевым регионом-экспортером являются: Атырауская область (34% экспорта), а крупнейший регион-импортер является г. Алматы (40% импорта), доля остальных регионов распределена относительно равномерно и не превышает 10%. Соответственно, текущая проблема дефицита складских помещений может возникнуть в большей степени в г. Алматы, однако необходимо подтягивать развитие других центров логистики в регионах, особенно зависящих от импорта.
Справочно: По информации NF Group, на данный момент в Казахстане есть строящиеся объекты, которые должны быть реализованы в конце 2023-2024 гг. Среди них – складские комплексы ILP Group в Алматы (23 тыс. кв. м) и AIE Logistics в Астане (20 тыс. кв. м).
В 2025 году ожидается ввод в эксплуатацию одного из самых крупных ТЛЦ – объекта Focus Logistics общей площадью 500 тыс. кв. м. Помимо складских площадей в рамках проекта предусмотрено строительство 100 тыс. кв. метров light industrial и контейнерного терминала с ежегодной пропускной способностью порядка 100 тыс. двадцатифутового эквивалента (TEU).
Рекомендации по развитию складских помещений
1. Активизация строительства продуктовых складов в импортозависимых регионах страны.
На сегодняшний день Министерство сельского хозяйства РК актуализирован «Комплексный план по строительству и модернизации овощехранилищ», в рамках которого предусматривается увеличение норматива инвестиционного субсидирования с 25% до 40-50% при строительстве современных хранилищ со специальным оборудованием, обеспечивающим долговременное хранение продукции с сохранением его товарных качеств.
Целесообразно насытить рынок отечественными продуктами питания посредством строительства продуктовых складов в регионах, которые сильно зависят от импорта продуктов питания из соседних стран.
2. Расширение складских помещений посредством выделения земельных участков и подведения соответствующей инфраструктуры.
Исторически на развивающихся рынках крупные локальные ритейлеры одни из первых начинают формировать спрос на качественные складские площади. Кроме того, спрос на склады «А-класса» формируют международные бренды, которым необходимы качественные логистические системы.
Учитывая, что основные логистические центры сформированы в городах республиканского значения, целесообразно вести работу по стимулированию предпринимателей развивать бизнес в других регионах Казахстана посредством выделения им земельных участков и подведения необходимой инфраструктуры. В частности, использовать потенциал местных аэропортов, подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог, а также предоставления качественных услуг инженерной инфраструктуры.
Автор: Каримов Ерлан
директор ЦРИ
Все статьи