Основа экономики области — агропромышленный комплекс, добыча металлических руд, машиностроение, лёгкая промышленность, производство строительных материалов.
С СУАР граничат Аксуатский и Урджарский районы. У Урджарского района большой потенциал развития свободной торговли с Китаем на пограничном переходе в селе Бахты за счёт строительства соответствующей инфраструктуры. У этого погранперехода 200-летния история. Известен как «окно Китая в Европу».
Территория — приблизительно 103 тыс. кв. км. Уровень урбанизации в регионе высокий – 66%.
Экономика области достаточно диверсифицирована. Регион специализируется на цветной металлургии, машиностроении, химической промышленности, производстве продуктов питания и сельском хозяйстве.
В области четыре района (Зайсанский, Катон-Карагайский, Курчумский и Тарбагатайский) граничат с СУАР КНР. Действует крупный пограничный пункт пропуска «Майкапчагай» в Зайсанском районе.
Регион аграрно-индустриальный. Экономическая специализация —сельское хозяйство, производство продуктов питания, производство стройматериалов и машиностроение.
В области два района (Райымбекский, Уйгурский) имеют общие границы с СУАР КНР. По территории области проходит международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай». Действует пограничный пункт пропуска «Калжат» в Уйгурском районе.
Население — 699 тыс. человек. Область занимает территорию в 119 тыс. кв км. Уровень урбанизации — 44,4%.
Структура экономики области аграрно-индустриальная. Основу экономики формируют агропромышленный комплекс, машиностроение и производство стройматериалов.
В регионе расположены два крупных пограничных пунктов пропуска. Это – первый в Казахстане Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» в Панфиловском районе, а также пограничный пункт пропуска «Достык» в Алакольском районе.
Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» —комплекс по развитию экономики между двумя странами. Центр предоставляет 30 дней безвизового пребывания, свободное передвижение людей, товаров и транспорта. Есть беспошлинный вывоз товаров стоимостью 8000 юаней в день для посетителей из КНР. Беспошлинный вывоз товаров весом 25 кг или стоимостью 500 евро один раз в месяц для посетителей из РК. Свободная экономическая зона предоставляет инвесторам различные налоговые послабления, например, освобождение от корпоративного подоходного налога (КПН), налога на имущество, налога на добавленную стоимость и ряда других плат.
В приграничном с Казахстаном регионе СУАР в 2018 году проживало 24,8 млн человек, то есть на 5,2 млн. человек больше, чем в Казахстане. Уровень урбанизации в 2018 году — 50,9%.
Территория региона — 1,6 млн км. Административно-территориальное устройство СУАР включает 14 префектур, 4 города префектурного уровня, 105 уездов, 13 муниципальных районов, 1076 поселков. Административный центр — город Урумчи с населением более 4 млн человек.
Экономика региона в последние годы развивается быстрыми темпами за счёт масштабных инвестиционных проектов правительства страны по развитию инфраструктуры. По итогам 2018 года ВРП СУАР составил $184,4 млрд, а в расчёте на душу населения — $7,4 тыс.
Регион специализируется на добыче нефти и природного газа, нефтепереработке и нефтехимии, добыче и переработке угля, электроэнергетике, лёгкой промышленности, производстве электроники, в сельском хозяйстве и переработке сельсхозпродукции.
«В перспективе ожидается, что развитие торгово-экономических отношений приграничных регионов Казахстана с СУАР усилится. Этому будут способствовать меры государства по развитию транспортной связанности, трансграничной торговли, повышению инфраструктурного потенциала приграничных регионов, урегулированию вопросов деления трансграничных вод (реки Иртыш, Или и др.) и других сфер», — пояснил Нурболат Құрметұлы.
Эксперт отметил, что в Плане территориального развития Республики Казахстан до 2025 года особый акцент делается на развитии внешней транспортной связанности. Это связано с внешними факторами — с географической ситуацией в Казахстане. К ним относится отсутствие крупного внутреннего рынка, отдалённость от мировых рынков, низкая плотность населения и большие расстояния, а также сильная внешняя гравитация со стороны Китая, РФ и Узбекистана.
В целях укрепления внешней связанности предполагается завершение строительства международных экономических коридоров, модернизация автомобильных дорог между областными центрами, реконструкция и модернизация аэропортов международного значения в областных центрах.
Предусматриваются и меры по повышению инфраструктурного потенциала приграничных регионов как транспортно-логистических центров. Строительство приграничных транспортно-логистических центров будет при пунктах пропуска или вблизи к территории пунктов пропуска на казахстанских участках.
В реализацию Плана территориального развития РК в рамках национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» планируется ряд проектов по увеличению транзитных потоков с Китая. В частности, ожидается реконструкция автомобильной дороги республиканского значения «Граница РФ – Майкапшагай», «Ушарал-Достык», строительство вторых путей и электрификация железнодорожного участка «Достык – Мойынты», реконструкция взлётно-посадочной полосы аэропорта местных воздушных линий в городе Зайсан Восточно-Казахстанской области и др.
«В перспективе внешняя гравитация со стороны СУАР на приграничные регионы Казахстана будет усиливаться. В частности, с дальнейшим развитием города Урумчи будет усиливаться конкуренция с Алматы за таланты, инвестиции и ресурсы», — резюмировал эксперт ERI.
Просмотров: 0
Сохранено: 23.11.2024
|