Курс на устойчивость как глобальный тренд в развитии самых дорогих мировых брендов

22.12.2022

Движение в сторону устойчивого развития в последние годы становится все более значимым и масштабным. Сегодня под влиянием деятельности компаний-лидеров, инвесторов, покупателей и государства даже те компании, которые всегда были далеки от целей и задач устойчивого развития, начали имплементировать их в свою стратегию и становиться более ответственными.

В результате 90% компаний, входящих в S&P 500, выпускают корпоративные отчеты о достижении Целей устойчивого развития и действительно делают кратно больше для общества и природы. 

Факторы ESG (Environment, Social, Corporate Governance – ESG), применяемые для оценки деятельности компаний в отношении окружающей среды, общества и корпоративного управления, отслеживаются инвесторами и остальными стейкхолдерами наравне с показателями рентабельности компаний. 

Об этом свидетельствуют результаты Рейтинга самых дорогих глобальных брендов (Brand Finance Global 500) за 2022 год, который выпускается британской консалтинговой компанией Brand Finance на ежегодной основе. 

Данный рейтинг и методология оценки стоимости брендов разработаны на основе метода освобождения от роялти (Royalty Relief Method), который включает оценку будущей выручки, относящейся к бренду, а также расчет ставки роялти, которая должна взиматься за использование бренда.
При расчете стоимости бренда каждому бренду присваивается рейтинг Brand Strength Index (Индекс силы бренда) по шкале от 0 до 100 путем использования сбалансированной системы показателей, оценивающей такие параметры, как инвестиции в маркетинг, восприятие бренда различными группами заинтересованных сторон, эффективность бизнеса.

При этом практически все компании, входящие в данный рейтинг, ставят перед собой цели в соответствии с потребностями общества или окружающей среды.

К примеру, Apple сохранила за собой звание самого ценного бренда в мире после роста его стоимости на 35% до $355,1 млрд (самая высокая стоимость бренда, когда-либо зарегистрированная в рейтинге Brand Finance Global 500). Успех технологического гиганта заключался в том числе благодаря тому, что приоритетные направления развития корпорации – конфиденциальность и окружающая среда. Об этом свидетельствует высокая прозрачность политики конфиденциальности App Store, укрепление доверия клиентов к бренду, а также объявление о том, что все больше производственных партнеров Apple будут переходить на 100% возобновляемые источники энергии, поскольку компания стремится достичь углеродной нейтральности к 2030 году.

Компания Microsoft, сохранившая за собой 4 позицию в рейтинге (стоимость бренда 184,2 млрд долларов США), также объявила о планах стать углеродно-нейтральной к 2030 году.

В рейтинге представлены компании, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, которые вносят свой вклад в борьбу с изменением климата.

Так, Elevance Health (предыдущее название – Anthem) занимает 104 место в рейтинге, повысившись на 9 пунктов в сравнении с 2021 годом. 
В рамках комплексного подхода к здоровью, который охватывает факторы здоровья вне кабинета врача, Elevance Health работает над смягчением последствий изменения климата для здоровья.

Изменение климата влияет на важнейшие физические, поведенческие и социальные факторы (состояние психического здоровья и продовольственная безопасность). Нарушение экологических систем и изменение погоды могут ухудшить хронические состояния здоровья и привести к увеличению распространенности таких заболеваний, как астма, сердечно-сосудистая недостаточность и инфекционные заболевания.
Здравоохранение является одним из самых углеродоемких секторов услуг в промышленно развитых странах. На долю отрасли здравоохранения США приходится 8,5% выбросов парниковых газов в стране.

Elevance Health первыми подписали обязательство Министерства здравоохранения и социальных служб США в области здравоохранения, направленное на достижение углеродной нейтральности к 2050 году. В рамках Стратегии компании по достижению углеродной нейтральности в 2021 году была достигнута по 100% использованию возобновляемой электроэнергии на четыре года раньше запланированного срока. Все потребности в электроэнергии медицинских учреждений, центров обработки данных и клиник покрываются за счет возобновляемых источников энергии. 

Кроме того, Elevance Health частично поддерживает биоразнообразие, приобретая разрешения на выбросы углекислого газа для нейтрализации прямых выбросов. Эти компенсации поддерживают сохранение управляемых лесных угодий и отдых на свежем воздухе в экономически уязвимом регионе Теннесси (где Elevance Health управляет государственным планом по оказанию медицинской помощи). В результате этих инвестиций в сочетании с использованием возобновляемой электроэнергии Elevance Health стала одной из первых крупных организаций здравоохранения США, деятельность которой является углеродно-нейтральной.

Таким образом, компании-лидеры задают темп остальному рынку, выводя свой бизнес на новый уровень и отвечая ожиданиям всех стейкхолдеров.


Несмотря на то, что казахстанские компании отсутствуют в рейтинге самых дорогих глобальных брендов, два бренда (Halyk Bank, Kazakhtelecom) входят в глобальную базу Brandirectory, стоимость которых в 2021 году – $713,4 млн (на 13 процентных пункта больше, чем в 2020 году).

В Казахстане внедрение ESG-стандартов находится на стадии формирования. Фонд «Самрук-Казына» и его портфельные компании с 2016 года выпускают интегрированные отчеты по стандартам GRI. Необходимо отметить растущую вовлеченность в данный процесс финансового сектора.
Так, в 2020 году АО «Народный Банк Казахстана» впервые сформировало отчет об устойчивом развитии и было признано лучшим в финансовом секторе в конкурсе годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии.

Рост числа крупных казахстанских компаний, внедряющих принципы устойчивого развития и раскрытия информации, в большей степени обусловлен необходимостью соответствия критериям и стандартам, которых придерживаются их партнеры и инвесторы. 

Однако в настоящее время на рынок МСБ и стартапов активно выходят миллениалы, у которых более экологически и социально ориентированная система ценностей. Они уже осознанно выстраивают бизнес-стратегии в соответствии с принципами ESG, а также ориентируют свою продукцию или услуги на социально активное население, знакомое с принципами устойчивого развития. 

В качестве примера можно отметить ряд проектов, входящих в экосистему «Meta», в основе которой заложена философия повышения качества жизни человека:
  • клиника интегративной медицины «Metabody», где практикуется комплексный подход, как в диагностике, так и в лечении и помогают пациентам найти свой путь к долголетию путем дисциплины и высокой мотивации;
  • эко-ферма «Meta Farm», где соблюдается холистичный, экологичный и этичный подход к фермерству (забота о животных, основанная на традициях, популяризация правильного отношения к природе и продвижение политики экологичного гуманного фермерства через внедрение в практику концепции «zero waste»); 
  • аптека нового формата «SAU apothecary», являющейся первой интегративная аптека с отобранным ассортиментом рабочих препаратов, фармакологических и фитотерапевтических средств от лучших докторов Казахстана и зарубежья.

Это совершенно новые направления, покрывающие полноценный цикл актуальных потребностей человека, начиная с коррекции образа жизни человека в текущих условиях, обеспечения рынка биохакерскими продуктами питания и профилактики заболеваний.

Глобальные вызовы и задачи становятся приоритетом для бизнеса. Сегодня остаться в стороне равно совершить стратегическую ошибку и потерять рыночные позиции в будущем. 

Устойчивое развитие становится новым подходом к ведению бизнеса и ДНК каждой компании, которая планирует расти и сохранять свои лидерские позиции.


Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 22.12.2022





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!