04.04.2023
История отечественного автопрома ведет отсчет с 2003 года, когда был выпущен первый автомобиль «Нива» казахстанской сборки. В течение первых 5 лет на заводе АО «Азия Авто» в Восточно-Казахстанской области выпускалось в среднем около 3400 автомобилей. Объем производства начал значительно расти с 2010 года, который знаменовался принятием курса на форсированную индустриализацию, автопром вошел в перечень приоритетных отраслей и повышением таможенных пошлин.
Динамика объема произведенных автомобилей легковых пассажирских за 2003 – 2014 годы
К концу реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК с 2010 по 2014 годы количество произведенных автомобилей увеличилось в 11,4 раз.
География производства расширилась: около 15% легковых автомобилей выпускалось на территории Костанайской области.
В то же время, несмотря на положительную динамику и усилия Правительства РК по организации сборочного производства легковых автомобилей и комплектующих с доведением уровня локализации до 30 %, на автомобильном рынке продолжал превалировать импорт.
Динамика количества произведенных отечественных и импортируемых автомобилей за 2010 – 2014 годы
В 2014 году по сравнению с 2010 годом количество импортированных автомобилей увеличилось в 5,8 раз. Вероятными причинами стали высокая степень износа основных средств на предприятиях транспорта (до 40%), а также низкая производственная мощность производственных предприятий.
Показатель использования среднегодовой мощности на предприятиях, в %
В рамках второй пятилетки программы индустриализации (2015 – 2019 гг.) производство автомобилей также вошло в перечень приоритетных отраслей. Одной из ключевых задач поддержки автопрома должно было стать обеспечение объема производства автомобилей до не менее 200 тыс. единиц, доведение уровня локализации к 2018 году до 50%.
Динамика объема произведенных автомобилей легковых пассажирских за 2014 – 2019 годы
Однако в связи с валютным кризисом в России (2014 – 2015 гг.), повлекшим существенную девальвацию российского рубля, произошло вынужденное снижение объема производства автомобилей казахстанской сборки ввиду массового приобретения казахстанцами российских автомобилей.
Буквально в течение первого года второй пятилетки объем производства сократился в 3 раза до 12 тыс. автомобилей. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, за первый месяц 2015 года продажи на официальном рынке РК упали на 40,4% по сравнению с декабрем прошлого года.
Начиная с этого периода для поддержки автопрома были предусмотрены ряд дополнительных мер по развитию отрасли: льготное кредитование субъектов МСП под 6%, лизинговое финансирование под 4%, введение утилизационного сбора для зарубежных авто с 2016 года, освобождение автопроизводителей от уплаты НДС с 2017 года.
Динамика количества произведенных отечественных и импортируемых автомобилей за 2014 – 2019 годы
Судя по статистике, определенные результаты данные меры все же произвели. К 2019 году по сравнению с 2014 годом количество импортируемых автомобилей снизилось на 73,6%, а объем производства увеличился на 21,7% до 44 тыс. автомобилей.
С 2020 года была запущена третья пятилетка Программы (2020 – 2024 годы). В рамках этого периода для автопрома предусмотрены меры государственной поддержки в виде финансирования проектов и лизингового финансирования. Основная стратегическая задача заключается в налаживании производства автокомпонентов: автостекла, штамповки, кузовов, редукторов, коробок передач, дисков и др.
За период с 2020 по 2021 годы можно отметить продолжающийся рост производства легковых автомобилей. В 2021 году произведено рекордное количество автомобилей за всю историю развития казахстанского автопрома – 80 тыс. единиц. Годовой прирост за рассмотренный период составил 24%.
Динамика количества произведенных отечественных и импортируемых автомобилей за 2020 – 2021 годы
Тем не менее, несмотря на намеченный в 2014 – 2019 годы тренд по снижению количества ввоза иностранных автомобилей, в период с 2020 по 2021 годы вновь наблюдается рост импорта в 1,7 раз.
Основные части автомобиля на сегодняшний день также продолжают завозиться из других стран. По данным Trademap в 2021 году отечественные компании импортировали кузовы на сумму 517,1 млн. долл. США из 32 стран. Практически половина импорта в стоимостном выражении (46%) ввезена из России. Двигатели внутреннего сгорания на сумму 45 млн. долл. США завозились из 20 стран; более 50% изделий также ввезены из РФ. Шасси стоимостью 35,3 млн. долл.США импортировались из 13 стран: более половины также ввезено из РФ.
Согласно данным интернет-портала «Казахстанское содержание» по итогам 2021 года в Казахстане зарегистрировано 20 отечественных производителей по КПВЭД 29.10. «Автомобили»; из них 5 производителей легковых автомобилей: АО «Семипалатинский машиностроительный завод», АО «АЗИЯ АВТО», ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan», ТОО «Samgau MedGroup» и ТОО «СарыаркаАвтоПром».
Исходя из перечня производимой продукции ОТП, ни одна из компаний не занимается полным циклом производства автомобилей, а задействована только в формировании сборочных комплектов и в их подаче на монтажную линию. Лишь АО «Семипалатинский машиностроительный завод» способно полностью производить двигатель внутреннего сгорания.
В целом за период с середины второй по начало третьей пятилетки Программы – с 2017 по 2021 годы – количество импортируемых кузовов увеличилось в 3,3 раза, импортируемых ДВС – в 1,8 раза. За тот же период количество произведенных легковых и грузовых автомобилей увеличилось практически в 5 и 6,5 раза.
Динамика объемов импорта по основным частям автомобиля за 2017 – 2021 годы, ед.
Доля автопрома в структуре ВВП за период с 2016 по 2020 годы составляла 0,5%.
Это достаточно низкий уровень по сравнению с другими странами. Для сравнения, в Китае, Японии и Южной Корее доля автопрома составляет 10% от ВВП, в Индии – 7,1%, США – 3%.
Динамика некоторых макроэкономических показателей за 2016-2020 годы
В целом, за период с 2010 по 2021 годы, стоимостной объем произведенных автомобилей, прицепов и полуприцепов в стране вырос почти в 50 раз – с 15,8 до 739,1 млрд. тенге в действующих ценах, а объем произведенных прочих автотранспортных средств в 12,3 раза – с 27,2 до 333,2 млрд. тенге.
Все статьи