Усовершенствована институциональная основа НКЦ ОЭСР
17.08.2020
Министерство национальной экономики РК совместно с АО «Институт экономических исследований» провели масштабную работу по законодательному закреплению деятельности Национальных контактных центров Организации экономического сотрудничества и развития в Казахстане (ОЭСР). С недавнего времени казахстанцы имеют возможность подавать обращения в отношении действия или бездействия крупной компании. Речь идет о многонациональных предприятиях, деятельность которых выходит за рамки одного государства. К сведению граждан, работа организаций такого рода регулируется Национальными контактными центрами (НКЦ). Таким образом, каждый житель страны может сообщить о правонарушении со стороны предприятия в следующих областях: - раскрытие информации - права человека - трудовые и производственные отношения - охрана окружающей среды - интересы потребителей - наука и технологии - конкуренция и налогообложение - взяточничество, подкуп и вымогательство. Обращения принимаются посредством следующих информационных каналов: - канцелярия Секретариата НКЦ - веб-сайт НКЦ и Министерства национальной экономики РК - колл-центр НКЦ Заключения, а также информация о ходе рассмотрения обращения размещается на веб-сайте НКЦ, который находится на портале economy.kz в разделе ОЭСР. При этом НКЦ гарантирует сохранение коммерческой информации и других важных для сторон аспектов. О деятельности НКЦ Национальный контактный центр (НКЦ) – добровольный, внесудебный механизм рассмотрения жалоб населения на предприятия, нарушающие принципы ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР. Это площадка для конструктивного диалога между сторонами, обсуждения возникших проблем и выработки путей достижения взаимного соглашения. Функции НКЦ в Казахстане закреплены за Министерством национальной экономики Республики Казахстан. В то же время НКЦ – коллегиальный совещательный орган. Председателем является Министр национальной экономики Республики Казахстан (в н.в. - Даленов Р.Е). Остальные члены НКЦ представлены на уровне вице-министров национальной экономики, юстиции, иностранных дел, труда и социальной защиты населения, а также заместителем председателя НПП «Атамекен», директорами неправительственных организаций и заместителями руководителей профсоюзов. Процесс взаимодействия НКЦ с гражданами Казахстана АО «Институт экономических исследований» (ИЭИ) выполняет функции секретариата НКЦ. В целях реанимирования и трансформации деятельности, Министерством национальной экономики совместно с Институтом усовершенствованы институциональная основа НКЦ, алгоритм рассмотрения обращений. Производится систематическое освещение актуальной информации посредством вебинаров, работы информационных ресурсов. Продуманы технические и автоматизированные методы подачи обращения и вопросно-ответной системы НКЦ. Благодаря проделанной работе этих ведомств налажен процесс рассмотрения обращений в НКЦ. Он состоит из трех этапов: Первый этап – предварительная оценка обращения. На данном этапе НКЦ проводит оценку обращения на соответствие сфере применения Руководящих принципов и компетенций НКЦ: - проводит отдельные встречи с каждой из сторон - проверяет на предмет обоснованности, - общается с двумя сторонами и принимает решение о принятии или непринятии дела к рассмотрению. Второй этап – принятие дела к производству. НКЦ проводит консультации по делу с органами государственного управления, представителями деловых кругов, трудовыми организациями, неправительственными организациями, экспертами, НКП ОЭСР, действующих в странах, которых касается дело. Третий этап – заключительная оценка по рассмотрению обращения. Разбирательство в НКЦ завершается подготовкой и публикацией Заключительной оценки дела. НКЦ – гарант открытости За последние три десятилетия международная деловая среда подверглась ряду существенных структурных изменений. С начала нового тысячелетия движущей силой мировой экономики являются международные инвестиции, благодаря которым Правительства открывали рынки, а бизнес использовал новые возможности, приведшие к беспрецедентному экономическому росту. В июне 2017 года Казахстан стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития, стал 48-ой страной, присоединившейся к Декларации о многонациональных предприятиях ОЭСР. В рамках вступления в Комитет Правительство Казахстана взяло на себя ряд обязательств, в том числе распространение принципов ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР. Руководящие принципы – требования в сфере ответственного ведения бизнеса, направленные правительствами к предприятиям, деятельность которых в какой-либо мере выходит за пределы одного государства. Это собрание принципов и стандартов в различных областях, начиная от прав человека, прав работников и безопасности труда, также затрагивающих вопросы доступа к информации, налогообложения и охраны окружающей среды. С целью распространения и обеспечения соблюдения Руководящих принципов и были созданы Национальные Контактные Центры ОЭСР (НКЦ ОЭСР). На сегодняшний день НКЦ эффективно функционируют в 49 странах мира, на которые приходится порядка 80% прямых иностранных инвестиций. Присутствие данного органа в государстве является гарантом прозрачности при рассмотрении возникающих споров. Действенный, прозрачный и популярный механизм деятельности НКЦ является важным элементом открытого международного инвестиционного климата. В период с 2000 по 2019 год национальными контактными центрами рассмотрено более 500 дел в более чем 100 странах и территориях. Большинство дел (57%) касаются прав человека, вопросов занятости и рабочих, а также окружающей среды. В период с 2011 по 2019 годы более трети всех дел (36%), которые были приняты для рассмотрения национальными контактными центрами, привели к той или иной форме соглашения между сторонами; приблизительно 33% привели к изменению внутренней политики рассматриваемой компании. Кейсы рассмотренных дел Мировая практика свидетельствует об эффективности и действенности досудебного механизма рассмотрения жалоб (в Казахстане на текущий момент еще не имеется рассмотренных НКЦ прецедентов). 1. НКЦ Норвегии рассмотрено обращение норвежского общества сохранения природы в отношении компании «Кермак АСА» (Cermaq ASA) и ее дочерней компании «Мейнстрим Кэнэда» (MainstreamCanada) и «Мейнстрим Чили» (MainstreamChile). Предполагаемое несоблюдение требований Руководящих принципов ОЭСР касалось в частности: - ненадлежащего соблюдения прав местного населения; - ненадлежащих практик в сфере труда и занятости (например, необоснованные увольнения, попытки воспрепятствовать работникам создать профсоюз, системы выплаты заработной платы и премий, дискриминирующие женщин); - острой нехватки защитных мер от экологического ущерба Результатом заявления стали изменения в Кодексе поведения по корпоративным обязанностям компании «Кермак», включая более четкие обязанности поставщиков в сфере соблюдения прав человека, основанные на рекомендациях, содержащихся в Руководстве; обязательство по заключению взаимовыгодных соглашений с местным населением; и обязательство по дальнейшей разработке мероприятий по минимизации рисков причинения существенного экологического ущерба. 2. В 2017 году в НКЦ Франции было направлено дело, представленное двумя конфедерациями труда, в отношении деятельности Камбоджийской дочерней компании VinciAirports в Камбодже. Трудовой спор, начавшийся в 2012 году, когда аэропорты Камбоджи ввели новый метод организации работы в рамках "multi-taskingscheme". НКЦ определило, что в отношении многих поднятых вопросов Vinci соблюдал рекомендации руководящих принципов ОЭСР. Однако в своем заключении оно включило восемь рекомендаций, направленных на укрепление процесса должной осмотрительности. Вместе с тем НКЦ будет следить за выполнением своих рекомендаций в течение одного года. 3. В 2017 году три НПО передали на рассмотрение представителю голландского НКЦ дело, согласно которому Брессер будучи субъектом МСП, специализирующемся на перенесении и обслуживании зданий, не смог осуществить свою предварительную деятельность по переносу древней гробницы. Причиной тому стал конфликт с местным населением, которое констатировало факт, нарушающий право общины на культурное наследие. Все стороны, фигурировавшие в деле, согласились активно участвовать в содействии голландского НКЦ. 20 августа 2018 года НКЦ Голландии опубликовал заключение, в котором пришел к выводу, что Брессер «не удовлетворяет критериям должной осмотрительности Руководящих принципов ОЭСР», и что право на культурное наследие «должно рассматриваться как право человека в соответствии с руководящими принципами ОЭСР». Это был первый конкретный случай признания культурного права как права человека. 4. В апреле 2014 года девять неправительственных организаций направили в австрийский НКЦ заявление о рассмотрении дела, связанного с поставкой компанией AndritzHydro гидроэнергетических турбин, предназначенных в строительстве, а также эксплуатации гидроэлектростанции Xayaburi проект в Лаосской Народно-Демократической Республики. После проведения медиации, организованной НКЦ, стороны пришли к соглашению, в котором AndritzHydro обязано разработать: политику и процедуры, касающиеся осуществления стандартов в области прав человека и охраны окружающей среды; и осуществлять обмен информацией, а также вовлекать в этот процесс соответствующие группы заинтересованных сторон. НКЦ опубликовал последующее заключение в октябре 2018 года, в котором отметил, что с февраля 2018 года состоялось четыре последующих совещания, целью которых было обсуждение мер по смягчению последствий в связи с проектом Xayaburi. Сотрудничество AndritzHydro с НПО, а также экспертами положило базис для разработки нового проекта кодекса поведения, основанного на международных принципах, которые будут действовать для всех компаний, входящих в состав AndritzGroup. Справочно: «Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий» – это документ, созданный в 1976 году, и в ходе последующих проверок укрепленный эффективным механизмом его распространения и механизмом получения сообщений о нарушениях.
Просмотров: 1125 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|