Усовершенствована институциональная основа НКЦ ОЭСР

17.08.2020

Министерство национальной экономики РК совместно с АО «Институт экономических исследований» провели масштабную работу по законодательному закреплению деятельности Национальных контактных центров Организации экономического сотрудничества и развития в Казахстане (ОЭСР).

С недавнего времени казахстанцы имеют возможность подавать обращения в отношении действия или бездействия крупной компании. Речь идет о многонациональных предприятиях, деятельность которых выходит за рамки одного государства. К сведению граждан, работа организаций такого рода регулируется Национальными контактными центрами (НКЦ).

Таким образом, каждый житель страны может сообщить о правонарушении со стороны предприятия в следующих областях:
- раскрытие информации
- права человека
- трудовые и производственные отношения
- охрана окружающей среды
- интересы потребителей
- наука и технологии
- конкуренция и налогообложение
- взяточничество, подкуп и вымогательство.

Обращения принимаются посредством следующих информационных каналов:
- канцелярия Секретариата НКЦ
- веб-сайт НКЦ и Министерства национальной экономики РК
- колл-центр НКЦ

Заключения, а также информация о ходе рассмотрения обращения размещается на веб-сайте НКЦ, который находится на портале economy.kz в разделе ОЭСР. При этом НКЦ гарантирует сохранение коммерческой информации и других важных для сторон аспектов.











О деятельности НКЦ

Национальный контактный центр (НКЦ) – добровольный, внесудебный механизм рассмотрения жалоб населения на предприятия, нарушающие принципы ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР. Это площадка для конструктивного диалога между сторонами, обсуждения возникших проблем и выработки путей достижения взаимного соглашения. 

Функции НКЦ в Казахстане закреплены за Министерством национальной экономики Республики Казахстан. 

В то же время НКЦ – коллегиальный совещательный орган. Председателем является Министр национальной экономики Республики Казахстан (в н.в. - Даленов Р.Е). Остальные члены НКЦ представлены на уровне вице-министров национальной экономики, юстиции, иностранных дел, труда и социальной защиты населения, а также заместителем председателя НПП «Атамекен», директорами неправительственных организаций и заместителями руководителей профсоюзов.












Процесс взаимодействия НКЦ с гражданами Казахстана

АО «Институт экономических исследований» (ИЭИ) выполняет функции секретариата НКЦ. В целях реанимирования и трансформации деятельности, Министерством национальной экономики совместно с Институтом усовершенствованы институциональная основа НКЦ, алгоритм рассмотрения обращений. Производится систематическое освещение актуальной информации посредством вебинаров, работы информационных ресурсов. Продуманы технические и автоматизированные методы подачи обращения и вопросно-ответной системы НКЦ. 

Благодаря проделанной работе этих ведомств налажен процесс рассмотрения обращений в НКЦ. Он состоит из трех этапов:

Первый этап – предварительная оценка обращения.

На данном этапе НКЦ проводит оценку обращения на соответствие сфере применения Руководящих принципов и компетенций НКЦ: 

- проводит отдельные встречи с каждой из сторон
- проверяет на предмет обоснованности,
- общается с двумя сторонами и принимает решение о принятии или непринятии дела к рассмотрению. 

Второй этап – принятие дела к производству.

НКЦ проводит консультации по делу с органами государственного управления, представителями деловых кругов, трудовыми организациями, неправительственными организациями, экспертами, НКП ОЭСР, действующих в странах, которых касается дело. 

Третий этап – заключительная оценка по рассмотрению обращения.
Разбирательство в НКЦ завершается подготовкой и публикацией Заключительной оценки дела. 


НКЦ – гарант открытости

За последние три десятилетия международная деловая среда подверглась ряду существенных структурных изменений. С начала нового тысячелетия движущей силой мировой экономики являются международные инвестиции, благодаря которым Правительства открывали рынки, а бизнес использовал новые возможности, приведшие к беспрецедентному экономическому росту.

В июне 2017 года Казахстан стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития, стал 48-ой страной, присоединившейся к Декларации о многонациональных предприятиях ОЭСР.  В рамках вступления в Комитет Правительство Казахстана взяло на себя ряд обязательств, в том числе распространение принципов ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР.

Руководящие принципы – требования в сфере ответственного ведения бизнеса, направленные правительствами к предприятиям, деятельность которых в какой-либо мере выходит за пределы одного государства. Это собрание принципов и стандартов в различных областях, начиная от прав человека, прав работников и безопасности труда, также затрагивающих вопросы доступа к информации, налогообложения и охраны окружающей среды. 

С целью распространения и обеспечения соблюдения Руководящих принципов и были созданы Национальные Контактные Центры ОЭСР (НКЦ ОЭСР).

На сегодняшний день НКЦ эффективно функционируют в 49 странах мира, на которые приходится порядка 80% прямых иностранных инвестиций. Присутствие данного органа в государстве является гарантом прозрачности при рассмотрении возникающих споров. Действенный, прозрачный и популярный механизм деятельности НКЦ является важным элементом открытого международного инвестиционного климата.

В период с 2000 по 2019 год национальными контактными центрами рассмотрено более 500 дел в более чем 100 странах и территориях. Большинство дел (57%) касаются прав человека, вопросов занятости и рабочих, а также окружающей среды.
В период с 2011 по 2019 годы более трети всех дел (36%), которые были приняты для рассмотрения национальными контактными центрами, привели к той или иной форме соглашения между сторонами; приблизительно 33% привели к изменению внутренней политики рассматриваемой компании.











Кейсы рассмотренных дел

Мировая практика свидетельствует об эффективности и действенности досудебного механизма рассмотрения жалоб (в Казахстане на текущий момент еще не имеется рассмотренных НКЦ прецедентов).

1. НКЦ Норвегии рассмотрено обращение норвежского общества сохранения природы в отношении компании «Кермак АСА» (Cermaq ASA) и ее дочерней компании «Мейнстрим Кэнэда» (MainstreamCanada) и «Мейнстрим Чили» (MainstreamChile).

Предполагаемое несоблюдение требований Руководящих принципов ОЭСР касалось в частности: 

- ненадлежащего соблюдения прав местного населения; 
- ненадлежащих практик в сфере труда и занятости (например, необоснованные увольнения, попытки воспрепятствовать работникам создать профсоюз, системы выплаты заработной платы и премий, дискриминирующие женщин); 
- острой нехватки защитных мер от экологического ущерба

Результатом заявления стали изменения в Кодексе поведения по корпоративным обязанностям компании «Кермак», включая более четкие обязанности поставщиков в сфере соблюдения прав человека, основанные на рекомендациях, содержащихся в Руководстве; обязательство по заключению взаимовыгодных соглашений с местным населением; и обязательство по дальнейшей разработке мероприятий по минимизации рисков причинения существенного экологического ущерба. 

2. В 2017 году в НКЦ Франции было направлено дело, представленное двумя конфедерациями труда, в отношении деятельности Камбоджийской дочерней компании VinciAirports в Камбодже. Трудовой спор, начавшийся в 2012 году, когда аэропорты Камбоджи ввели новый метод организации работы в рамках "multi-taskingscheme". 

НКЦ определило, что в отношении многих поднятых вопросов Vinci соблюдал рекомендации руководящих принципов ОЭСР. Однако в своем заключении оно включило восемь рекомендаций, направленных на укрепление процесса должной осмотрительности. Вместе с тем НКЦ будет следить за выполнением своих рекомендаций в течение одного года. 

3. В 2017 году три НПО передали на рассмотрение представителю голландского НКЦ дело, согласно которому Брессер будучи субъектом МСП, специализирующемся на перенесении и обслуживании зданий, не смог осуществить свою предварительную деятельность по переносу древней гробницы. Причиной тому стал конфликт с местным населением, которое констатировало факт, нарушающий право общины на культурное наследие. Все стороны, фигурировавшие в деле, согласились активно участвовать в содействии голландского НКЦ. 

20 августа 2018 года НКЦ Голландии опубликовал заключение, в котором пришел к выводу, что Брессер «не удовлетворяет критериям должной осмотрительности Руководящих принципов ОЭСР», и что право на культурное наследие «должно рассматриваться как право человека в соответствии с руководящими принципами ОЭСР». Это был первый конкретный случай признания культурного права как права человека.

4. В апреле 2014 года девять неправительственных организаций направили в австрийский НКЦ заявление о рассмотрении дела, связанного с поставкой компанией AndritzHydro гидроэнергетических турбин, предназначенных в строительстве, а также эксплуатации гидроэлектростанции Xayaburi проект в Лаосской Народно-Демократической Республики.

После проведения медиации, организованной НКЦ, стороны пришли к соглашению, в котором AndritzHydro обязано разработать: политику и процедуры, касающиеся осуществления стандартов в области прав человека и охраны окружающей среды; и осуществлять обмен информацией, а также вовлекать в этот процесс соответствующие группы заинтересованных сторон. 

НКЦ опубликовал последующее заключение в октябре 2018 года, в котором отметил, что с февраля 2018 года состоялось четыре последующих совещания, целью которых было обсуждение мер по смягчению последствий в связи с проектом Xayaburi. Сотрудничество AndritzHydro с НПО, а также экспертами положило базис для разработки нового проекта кодекса поведения, основанного на международных принципах, которые будут действовать для всех компаний, входящих в состав AndritzGroup.

Справочно: 
«Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий» – это документ, созданный в 1976 году, и в ходе последующих проверок укрепленный эффективным механизмом его распространения и механизмом получения сообщений о нарушениях. 



Просмотров: 1126
Сохранено: 22.11.2024



ОЭСР

Что такое ОЭСР Страны – члены ОЭСР Структура Секретариата Направления ОЭСР Казахстан и ОЭСР События ОЭСР План мероприятий
Архив новостей
2024
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2023
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2022
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2021
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2020
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!