14 января 2021 года опубликован экономический обзор ОЭСР по Турции.
Кризис, вызванный пандемией COVID-19, сильно ударил по населению и экономике Турции, подчеркнув уже существующие проблемы, такие как низкая доля формально занятых работников и препятствия для расширения предприятий. Согласно обзору ОЭСР, хорошо продуманная поддержка домашних хозяйств и предприятий, ориентированная на возврат к макроэкономической стабильности, а также реформы, направленные на совершенствование законодательства о конкуренции и труде, институтов и бизнеса, помогут обеспечить устойчивое восстановление.
В обзоре указано, что для полного восстановления Турции после кризиса,вызванного пандемией COVID-19, потребуется время. Кризис оказал давление на жизнеспособность многих предприятий и на социальную сплоченность, особенно сильно ударив по неформально занятым работникам, женщинам, беженцам и молодежи.
Пандемия также усугубила проблемы денежно-кредитной политики: инфляция значительно превысила официальный целевой показатель Турции в 5% после интервенций, направленных на повышение экономической активности, банковской ликвидности и курса лиры.
Рекомендованная в рамках обзора поддержка населения и предприятий должна предоставляться прозрачным и стабильным образом с целью укрепления доверия инвесторов и снижения риска резких движений капитала. Например, целевые скидки на указанный период могут быть более эффективными, чем льготные ссуды и разовые трансферты. В обзоре указано, что Турции также следует стремиться к пополнению валютных резервов и восстановлению независимости Центрального банка.
Параллельно с пандемией Турция по-прежнему подвержена геополитическим и торговым рискам, включая последствия выхода Великобритании из ЕС. При нынешнем положении дел и с учетом второй волны пандемии Обзор прогнозирует восстановление ВВП Турции на 2,6% в 2021 году и на 3,5% в 2020 году.
Согласно оценке, приведенной в обзоре, сочетание рыночных, институциональных и образовательных реформ может повысить ВВП на душу населения на 1% в год в ближайшие годы. Реформы по либерализации рынка должны включать устранение антиконкурентных регуляторных барьеров на товарных рынках, повышение гибкости рынка труда и снижение корпоративного подоходного налога, а институциональные реформы улучшат государственное управление и формализацию деловой активности. С началом роста экономики восстановится и доверие инвесторов.
Несмотря на негативную динамику делового сектора Турции, сильный предпринимательский дух и наличие рабочей силы были активом в период пандемии COVID-19.
Большинство турецких компаний представляют собой малый и микро бизнес и имеют ограниченные возможности выдерживать затяжное замедление роста. Значительная часть бизнес-сектора полагается на неформальные или полуформальные методы найма, корпоративного управления, финансовой прозрачности и соблюдения налоговых требований. Ослабление чрезмерно строгих правил на рынках товаров и труда и упрощение систем ведения бизнеса и налогообложения облегчило бы рост молодых компаний и их переход в формальный сектор. Модернизированный и более эффективный бизнес-сектор также поможет компаниям выйти из кризиса.
Касательно реформ в сфере труда, как только начнется восстановление, создание официальных рабочих мест, будут стимулировать:- сокращение затрат на рабочую силу, не связанных с заработной платой; перевод части затрат на социальную защиту в другие источники, помимо взносов в фонд заработной платы;
- обеспечение установленной законом минимальной заработной платы доступной для низкопроизводительных компаний;
- модернизация правил для временных и постоянных контрактов.
Реформы образования должны быть направлены на повышение квалификации взрослых в стране, которая занимает одно из первых мест в ОЭСР по несоответствию квалификаций. При этом 43% работающего населения либо имеет слишком высокую квалификацию (29%), либо недостаточно квалифицированы (14%) для своей работы. Увеличение инвестиций в исследования и разработки, а также в цифровые технологии и инфраструктуру также повысит перспективы роста.
С полной версией обзора можно ознакомиться здесь.