ОЭСР:

12.05.2021

Какое будущее у науки, технологий и инноваций после COVID-19?

Директорат ОЭСР по науке, технологиям и инновациям (НТИ) разрабатывает политические рекомендации по вкладу технологий и промышленности в экономический рост. Документы по политике в области НТИ охватывают широкий круг тем, включая промышленность и глобализацию, инновации и предпринимательство, научные исследования, разработки и новые технологии.

Возможные долгосрочные последствия кризиса COVID-19 для НТИ.
Анализ прошлых кризисов, в частности глобального финансового кризиса 2008–2009 годов, указывает на потенциальные предстоящие проблемы в отношении финансирования НТИ. Государственное финансирование НТИ может измениться в ближайшие годы из-за высокого уровня государственного долга, а также снижения спроса и доходов. 

В целом, сокращение финансирования университетов и исследовательских институтов будет иметь долгосрочные последствия, если вызовет утечку исследователей из стран, наиболее сокративших финансирование. Данные финансового кризиса 2008–2009  годов показывают, что после кризиса вернуться к докризисному уровню бизнес-НИОКР и инноваций было непросто. В некоторых странах, таких как Канада, Япония и Испания, потребовалось несколько лет, чтобы вернуться к докризисному уровню инвестиций в НИОКР, в то время как в других уровень инвестиций оставался довольно стабильным (например, Австралия, Германия, Франция, Великобритания) или значительно увеличился (например, Китайская Народная Республика, Эстония, Венгрия, Ирландия, Корея).

В отличие от предыдущих кризисов возникший спрос на ряд медицинских и цифровых инструментов и услуг с начала пандемии показывает на неравномерную динамику по секторам. 

В результате пандемии COVID-19 спрос на цифровые инструменты может возрасти, что может вызвать новую волну технического прогресса в этой области. Необходимость быстрого поиска решений чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, вызвала всплеск беспрецедентного количества инициатив в области открытой науки.  Ключевая задача - сделать данные достаточно легко обнаруживаемыми, доступными, функционально совместимыми и повторно используемыми (FAIR). Доступ другим странам затруднен вследствие системы защиты данных в странах ОЭСР, что создает необходимость в стандартах обмена данными. 

Финансовые трудности, проистекающие из кризиса, неблагоприятно сказываются на уязвимых слоях населения, а также семьях студентов из неблагополучных семей. Пандемия может усугубить неравенство в участии в экосистемах НТИ. Эти студенты могут не получить степень или получить более низкие оценки, и, следовательно, не смогут получить более высокий уровень образования и подготовки для участия в области НТИ. Рассматривая сценарий, при котором в 2020 и 2021 годах государственные инвестиции в образование снизятся на 25%, а родительский доход - на 5%, исследователи Федеральной резервной системы США подсчитали, что в 2045 году будет на 2,7% меньше работников с высшим образованием и на 3,8% больше работников без образования. Существующие данные свидетельствуют о том, что закрытие школ только на одну треть учебного года может снизить долгосрочный ВВП на 2,6% к 2100 году.

Изменятся ли цели политики в области НТИ?
Новый акцент может быть сделан на поддержке конкретных технологий и инноваций (например, тех, которые имеют решающее значение для производства «товаров первой необходимости» или для перехода к зеленой энергии и экологически чистому транспорту). 

Ключевым приоритетом политики является повышение квалификации, потенциала и базовой инфраструктуры, обеспечение того, чтобы у всех слоев общества были возможности для развития, чтобы вносить свой вклад в инновации и получать от них выгоду. Примером ускоренных изменений в контексте COVID-19 была необходимость внедрения цифровых технологий правительством, промышленностью, работниками и гражданами. Еще одним приоритетом политики является повышение гибкости государственного сектора для реагирования на будущие потрясения. 
Особое внимание может быть уделено анализу процессов распределения финансирования НИОКР в чрезвычайных ситуациях, чтобы гарантировать как качество, так и разнообразие подходов. Международное сотрудничество может ускорить реагирование на негативные события. 

Новые способы ведения политики в области НТИ.
Для изучения широкого спектра воздействия пандемии использовались более детальные, поведенческие и своевременные данные.
К примеру, данные пользователей платформы Google Android - показали, как меры блокировки повлияли на мобильность в разных странах. Показатели интересны тем, что они предоставляют информацию о фактическом поведении, поскольку они отслеживают движение на основе мобильных телефонов, а не (как в случае с опросом) заявлений людей относительно их мобильности. 

Кризис COVID-19 также привел к большему количеству экспериментов с быстрыми опросами компаний и граждан, используя возможности цифровых инструментов для сбора и анализа ответов. Импульсные опросы (или опросы быстрого реагирования) с уменьшенным количеством целевых вопросов стали более распространены как средство сбора моментальных снимков воздействия кризиса в режиме, близком к реальному времени. Например, Бюро переписи населения США запустило исследование зернобобовых культур для малого бизнеса для сбора еженедельной информации о проблемах, с которыми сталкиваются малые предприятия во время пандемии, с высоким уровнем географической и отраслевой детализации.

Группа исследователей Стэнфордского университета и Университета Стони Брук применили широкомасштабный анализ лингвистических паттернов в Твиттере, чтобы отследить влияние мер социального дистанцирования на психическое здоровье и эмоциональное благополучие. В Японии NTT Data и Citibeats используют алгоритмы искусственного интеллекта для анализа данных в реальном времени об опасениях, высказываемых гражданами в Твиттере по поводу пандемии COVID-19.

Кроме того, использовались новые инструменты из науки о данных, информатики и машинного обучения. Например, исследователи Банка Англии используют машинное обучение для поиска новых источников данных (бронирование столиков в ресторанах, приложения для общественного транспорта, полеты, потребление электроэнергии, объявления о вакансиях), чтобы лучше понять взаимодействие между макроэкономикой и пандемией. Используя структуры агентного моделирования, они моделируют, как экономический выбор людей может изменить их риски контакта с вирусом. 

В Австрии Invenium предприятие Технологического университета Граца в партнерстве с A1 Telekom Austria Group разработали приложение для анализа движения на основе анонимных данных мобильного телефона, чтобы информировать о дорожных заторах. В контексте COVID-19 приложение применялось для оценки эффективности мер социального дистанцирования и ограничения мобильности, введенных правительством.
Большие данные и цифровые средства могут позволить собирать более точные данные для мониторинга политически значимых факторов. Однако использование новых данных и инструментов требует значительных инвестиций. Это включает в себя инвестиции в инфраструктуру систем управления данными и информационных услуг. Она также должна быть технически и научно обоснованной, чтобы гарантировать ее легитимность. Гарантия конфиденциальности и безопасности данных также является важным аспектом. Необходимо проводить обучение государственных служащих тому, как использовать эти данные и инструменты.

Создание такой инфраструктуры политики требует сотрудничества между правительством, исследовательскими институтами и промышленностью. Кроме того, необходимы эффективные государственно- частные партнерства с точки зрения использования возможностей частного сектора для оптимизации инструментов в политических целях и использования данных, собранных частным сектором. Это может включать в себя разработку четких, устойчивых бизнес-моделей, которые создают стимулы для частного сектора генерировать надежные данные и показатели (например, предлагая налоговые стимулы для обмена показателями), актуальных для государственного сектора.

Важно понимать, что применение таких технологий в политических целях также требует укрепления доверия и признания их обществом. Решения, принимаемые с помощью инструментов искусственного интеллекта, должны быть понятны и прозрачны для граждан. Такие инструменты не должны заменять, а поддерживать процесс принятия решений, основанный на фактах, и должны постоянно контролироваться, чтобы гарантировать, что они не создают рисков для конфиденциальности и безопасности данных.

Вывод
Продолжительность пандемии или ее более долгосрочные последствия для моделей потребления и предпочтений людей остаются весьма неопределенными, системы НТИ будущего в значительной степени будут определяться политическим выбором, который будет сделан сегодня и в ближайшие месяцы. В этом контексте разработка политики в области НТИ должна основываться на комплексном видении сложности происходящих событий и взаимосвязанных последствий.



Просмотров: 980
Сохранено: 27.05.2021



ОЭСР

Что такое ОЭСР Страны – члены ОЭСР Структура Секретариата Направления ОЭСР Казахстан и ОЭСР События ОЭСР План мероприятий
Архив новостей
2024
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2023
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2022
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2021
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2020
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!