Доступ к рабочим местам после COVID-19

14.05.2021

Расширение масштабов политики, обеспечивающей доступ к рабочим местам в период восстановления после COVID-19

В аналитическом обзоре ОЭСР рассматривает действия правительств, которые скорректировали работу государственных (или частных финансируемых государством) служб занятости (ГСЗ), чтобы справиться с пандемией и подготовиться к восстановлению. 

Обзор основан на ответах 46 стран и регионов на опросник ОЭСР / Европейской комиссии (ЕК) «Меры активной политики на рынке труда для смягчения роста (долгосрочной) безработицы» в конце 2020 года. Отчет рассматривает возможности формулирования политики для обеспечения быстрой реинтеграции уволенных работников на рынок труда с навыками, необходимыми в инклюзивном и динамичном постпандемическом обществе.

Активная политика на рынке труда (АПРТ), которая обеспечивает доступ к рабочим местам, поможет обеспечить устойчивое восстановление после кризиса COVID-19. Уже в 2020 году многие правительства быстро отреагировали на кризис, увеличив финансирование ГСЗ, программ обучения и мер по увеличению спроса на рабочую силу. Это позволило ГСЗ нанять дополнительный персонал и обеспечить удаленный доступ для непрерывного обслуживания.

Однако в 2021 году и в ближайшие годы потребуются дополнительные ресурсы для обеспечения того, чтобы высококачественные услуги и программы трудоустройства могли быть эффективными в содействии быстрой реинтеграции на рынок труда. Это актуально особенно для уязвимых групп населения. 

Цель:
В рамках процесса восстановления после пандемии COVID-19 правительствам необходимо будет сместить акцент с кратковременной поддержки доходов и занятости на содействие возвращению к работе большого числа безработных в контексте фундаментальных структурных изменений спроса на товары и труд. Достижение этой цели потребует хорошо продуманной активной политики на рынке труда (АПРТ), чтобы предвидеть изменяющиеся потребности рынка труда; способствовать перераспределению перемещенных рабочих; способствовать развитию подходящих навыков; и поддержать наиболее уязвимые группы посредством адресной поддержки.

Финансирование АПРТ
Увеличение эффективных расходов на АПРТ может помочь снизить уровень безработицы и предотвратить рост долгосрочной безработицы. Многие страны быстро отреагировали на текущий спад, внося коррективы в свои АПРТ. Хотя некоторые из этих корректировок не потребовали дополнительного финансирования (за счет перераспределения персонала), большинство стран увеличили финансирование АПРТ в течение 2020 года и планируют дальнейшие изменения в 2021 году как в области услуг на рынке труда, так и в области активных мер на рынке труда.

Активная политика на рынке труда (АПРТ):
1. Услуги на рынке труда. Государственное (или частное с участием государственного) предоставление услуг по трудоустройству и администрирование льгот:
  • консультирование;
  • финансирование расходов на поиск работы;
  • брокерские услуги и сопутствующие услуги для работодателей
  • управление льготами (льготы по безработице, схемы сохранения рабочих мест, компенсационные выплаты).
2. Активные меры на рынке труда ориентированы на безработных или занятых, которые подвержены риску потери работы:
  • обучение;
  • стимулы для трудоустройства;
  • защищенная и поддерживаемая занятость и реабилитация;
  • прямое создание рабочих мест;
  • стимулы для стартапов

Во многих странах ресурсы использовались для найма дополнительных сотрудников ГСЗ. В Австралии дополнительное финансирование использовано для расширения цифровых услуг для соискателей работы. Канада более чем вдвое увеличила финансирование по сравнению с 2018/19 финансовым годом. Венгрия увеличила расходы на активные меры на рынке труда на 21% по сравнению с 2018 годом, Португалия – на 30% по сравнению с 2018 годом, а Швейцария оценила рост примерно в 20%. 

В 2021 году половина стран-респондентов планируют увеличить финансирование как услуг на рынке труда, так и активных мер на рынке труда по сравнению с 2020 годом. Венгрия, Польша и Словацкая Республика ожидают, что в 2021 году расходы вернутся на прежний уровень.

Мексика сообщила о сокращении бюджета в 2020 году на активные услуги на рынке труда и перенаправлении расходов на решение приоритетных задач и преодоление кризиса в области здравоохранения, вызванного COVID 19. В Испании в 2020 году сократились расходы на другие меры, чтобы покрыть возросшие расходы на пособия по безработице.

В Дании, Нидерландах и Швейцарии бюджет на меры в сфере трудоустройства автоматически увеличивается по мере роста безработицы.

Более половины всех ГСЗ наняли дополнительный персонал в 2020 году. Перераспределения персонала часто было недостаточно для обеспечения непрерывности обслуживания, и поэтому 54% респондентов наняли дополнительных сотрудников в течение 2020 года для обработки большего количества заявлений на пособие по безработице, предоставления консультационных услуг.  Новые должности в ГСЗ создавались на срочной основе, также переводился персонал из других государственных учреждений.

Государственным службам занятости, вероятно, потребуется дополнительный персонал в 2021 году.  Например, ГСЗ во Франции, и Соединенном Королевстве, Люксембурге планируют нанять дополнительный персонал для работы с программами трудоустройства для молодежи. Турецкая ГСЗ планирует нанять дополнительных разработчиков программного обеспечения и ИТ-специалистов для расширения онлайн-сервисов. 

Краткосрочные меры
Около 90% стран выделили изменения в операционных моделях ГСЗ как наиболее важный элемент своих краткосрочных мер реагирования на кризис COVID-19. В частности, ключевые изменения включали: 
  1. цифровизация, расширение удаленных каналов, автоматизация процессов для клиентов и бэк-офиса;
  2. упрощение процессов для клиентов и персонала; 
  3. адаптация в соответствии с рекомендациями здравоохранения; 
  4. внедрение новых инструментов для повышения качества и своевременности статистической и управленческой информации; 
  5. адаптация коммуникации персонала и клиентов; 
  6. перераспределение персонала, увеличение численности персонала и обучение персонала для увеличения потенциала ГСЗ. 
Около одной трети стран внесли более существенные изменения в структуру АПРТ уже в своих краткосрочных стратегиях в 2020 году.

Рост цифровизации услуг помог ГСЗ смягчить воздействие несколькими способами:
  • Механизмы удаленной работы для сотрудников обеспечивали непрерывность обслуживания.
  • Дистанционные каналы для предоставления АПРТ позволили продолжить консультирование, профориентацию, подбор вакансий и обучение через онлайн-каналы.
  • Удаленные приложения для получения пособий и регистрация соискателей (пользовательские интерфейсы, позволяющие соискателям отправлять или выгружать свои данные в ИТ-системы) защищали клиентов, ограничивая риск социального воздействия и способствуя скорой обработке.

Прогресс, достигнутый в расширении удаленного и цифрового доступа с помощью ГСЗ менее чем за год, почти превосходит весь объем цифрового доступа, который был создан до пандемии. Важным элементом цифровых стратегий будет внедрение использования электронных услуг в качестве режима по умолчанию для таких транзакций, как регистрация и администрирование льгот. Важно, чтобы клиенты без цифровых навыков продолжали получать соответствующую поддержку, включая базовое ИТ-обучение.

ГСЗ расширили удаленный доступ к услугам во время пандемии: групповые сессии, прием заявлений согласно схемам сохранения рабочих мест, консультирование, ярмарки вакансий, помощь в поиске работы, регистрация в ГСЗ, заявления на пособия по безработице.

Среднесрочные и долгосрочные стратегии
Все страны, которые приняли долгосрочную стратегию к октябрю 2020 года, определили разработку АПРТ и адресность в качестве ключевых компонентов своих планов на 2021 год и далее. 
Например, Брюссель (Бельгия) стремится уделять больше внимания наиболее уязвимым группам, которые больше пострадали от кризиса COVID 19, и применять отраслевой подход к работодателям для лучшего удовлетворения отраслевых потребностей. Валлония (Бельгия) намерена и дальше уделять приоритетное внимание индивидуализированному подходу к соискателям работы, особенно к тем, кто был недавно уволен, в своей новой модели «мгновенной поддержки», обращая больше внимания на коучинг и быстрый поиск решений. 
Греция уделяет особое внимание поддержке соискателей работы из секторов, которые больше всего пострадали от текущего кризиса, таких как туризм и культура. Словения расширяет сотрудничество с поставщиками социальных услуг для содействия трудоустройству малообеспеченных лиц (включая поддержку с помощью собеседований). Колумбия планирует решить проблемы интеграции на рынок труда уязвимых групп, таких как женщины, молодежь, пожилые работники, лица, ищущие работу из секторов, которые пострадали больше из-за COVID-19, а также людей, работающих неформально. 

Большинство систем АПРТ не были готовы к кризису COVID 19   
Из всех стран ОЭСР и ЕС только в Израиле и Швейцарии до вспышки COVID 19 существовали программы преодоления потенциального кризиса на рынке труда, которые оказались полезными в начале 2020 года. 

Более половины опрошенных стран выделяют сотрудничество как один из основных факторов ответных мер на последствия пандемии. 

Создание автономной ГСЗ национального уровня с надзорным органом и участием социальных партнеров рассматривается некоторыми странами как инструмент для принятия быстрых ответных мер политики. В их число входят Австрия, Хорватия, Эстония, Франция, Германия и Исландия. В странах, где большая часть услуг по трудоустройству передается на аутсорсинг, зрелые и доверительные отношения между министерством и поставщиками услуг сыграли ключевую роль в адаптации к новой ситуации (Австралия и Соединенное Королевство).

Швеции внесла поправки в бюджет АПРТ в ответ на COVID-19 быстрее, чем другие страны, поскольку согласно нормам государства, рост длительной безработицы автоматически увеличивает средства, доступные как для пособий, так и для АПРТ. В Дании и Нидерландах также есть автоматические механизмы финансирования ГСЗ. Во Фландрии (Бельгия) большинство АПРТ используют открытый бюджет: дополнительные средства автоматически предоставляются, когда спрос превышает ожидания. Около половины стран увеличили численность персонала ГСЗ в 2020 году в ответ на кризис, а две трети стран произвели перераспределение персонала. 

Рекомендации:
  • Активная политика на рынке труда (АПРТ) играет ключевую роль в поддержке быстрого возвращения к работе уволенных работников по мере улучшения ситуации со здоровьем и нормализации экономических условий;
  • ГСЗ, которые уже предлагали комплексные электронные услуги для клиентов до пандемии, имели хорошие возможности для обслуживания клиентов без необходимости личного взаимодействия и сохранили свою способность предоставлять АПРТ. Дальнейшие усилия по упрощению и повышению эффективности процессов ГСЗ, в том числе за счет расширения цифровизации, будут по-прежнему важны в ближайшем будущем. Странам следует эффективно использовать значительные инвестиции, которые были направлены в эту область;
  • В будущем потребуются дополнительные инвестиции в ГСЗ и активные программы на рынке труда, чтобы обеспечить продолжение адекватной поддержки большего числа лиц, потерявших работу, и облегчить перераспределение рабочей силы из сокращающихся в растущие секторы. Это также позволит решить проблему усугубляющегося неравенства на рынке труда, поскольку в секторах, сильно пострадавших от пандемии, непропорционально используются определенные уязвимые группы, такие как женщины, молодежь и низкоквалифицированные рабочие;
  • В немногих странах есть механизмы автоматической финансовой корректировки АПРТ. Внедрение таких механизмов в будущем сделало бы их системы более восприимчивыми к изменениям потребностей рынка труда;
  • Преобразование увеличенного финансирования в эффективную реализацию АПРТ требует устранения структурных ограничений, включая корректировку правил АПРТ, адаптацию организационной структуры служб занятости и содействие сотрудничеству всех заинтересованных сторон;
  • В настоящее время страны переходят от краткосрочных мер реагирования на кризис, предполагающих, главным образом, изменения операционных моделей их государственных и частных служб занятости, к среднесрочным и долгосрочным стратегиям;
  • Передача услуг по трудоустройству внешним поставщикам может быть использована для дальнейшего расширения услуг.

Выводы
Правительствам необходимо проанализировать, как своевременно, но также эффективно расширять масштабы АПРТ. 
Ключевым элементом станут инвестиции в цифровую инфраструктуру служб занятости. Те ГСЗ, у которых были полнофункциональные цифровые инструменты до вспышки COVID-19, могли лучше обслуживать своих клиентов, беспрепятственно выплачивая поддержку доходов, оказывая поддержку соискателям удаленно. 
Многие страны ускорили цифровизацию служб занятости в течение 2020 и 2021 годов. Тем не менее между странами по-прежнему существуют большие различия, требующие дополнительных инвестиций в цифровой потенциал.  
Кроме того, странам может также потребоваться скорректировать свою корзину АПРТ, включая инвестиции в такие меры, как обучение или стимулы для стартапов. В будущем странам придется продолжать мониторинг и оценку воздействия своих АПРТ, чтобы обеспечить эффективное расходование ресурсов.


Просмотров: 914
Сохранено: 27.05.2021



ОЭСР

Что такое ОЭСР Страны – члены ОЭСР Структура Секретариата Направления ОЭСР Казахстан и ОЭСР События ОЭСР План мероприятий
Архив новостей
2024
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2023
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2022
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2021
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2020
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!