Обзор ОЭСР

18.03.2021

В первой половине 2020 года уровень ВВП Финляндии снизился на 5% достигнув исторического минимума, при этом продемонстрировав один из самых умеренных показателей среди стран членов ОЭСР благодаря своевременно принятым мерам по изоляции, ограничению передвижений и оказанию финансовой поддержки МСП.


По данным обзора ОЭСР уровень ВВП Финляндии по итогам 2020 года снизится на 3,3%, а в 2021 и 2022 годах прогнозируется постепенное восстановление за счет роста частного потребления и экспорта на 2,1% и на 1,8% соответственно.

В соответствии с международными стандартами Финляндия продолжительное время демонстрировала низкий уровень неравенства доходов и бедности. Схема сокращений работников, применяемая в Финляндии, сыграла ключевую роль в сохранении рабочих мест и доходов.

С начала пандемии около 15% работников в возрасте от 15 до 74 лет потеряли работу или отправлены в отпуск без сохранения заработной платы, порядка 25% работников из которых не имели прав на получение пособий по безработице, поскольку они не являлись членами Фонда страхования по безработице.

Сфера услуг сильно пострадала от потрясений, вызванных пандемией: объем продаж в сфере гостиничного бизнеса и туризма сократился почти на 90%, а в сфере ресторанного бизнеса - на 66%в период с февраля по май 2020 года. Значительный спад наблюдался в обрабатывающей промышленности, особенно в секторе судостроения, за исключением лесного хозяйства.






Меры поддержки бизнеса

Правительство Финляндии оказало значительную финансовую поддержку МСП и микро предприятиям в преодолении спада экономической активности, вызванного пандемией. Государственная финансовая и экспортная кредитная компания Finnvera увеличила объем средств на 10 млрд. евро, выделяемых в качестве гарантий по кредитам для бизнеса. Бизнес-ассоциации Финляндии совместно с Центром экономического развития, транспорта и окружающей среды выделили средства в объеме более 1 млрд. евро с целью финансирования развития новых форм бизнеса в форме субсидий.

Потребность промышленности Финляндии в инвестициях послужила причиной создания нового инвестиционного фонда, финансирующего МСП с высоким потенциалом роста в форме прямых инвестиций, при этом испытывающим временные трудности с ликвидностью.

Правительство ввело единую меру поддержки МСП, потерявшим более 30% денежного оборота в апреле-мае 2020 года, по покрытию расходов по ведению бизнеса на период двух месяцев в размере до 500 тыс. евро.

Отдельным отраслям, сильно пострадавшим от пандемии, Правительство оказало поддержку:

•    компаниям, занимающимся воздушными и морскими перевозками,были предоставлены государственные кредитные гарантии;
•    для ресторанов и кафе были компенсированы потери оборота до 15% и выделялись субсидии в размере 1000 евро за каждого повторно нанятого ранее уволенного сотрудника.

Фирмы, испытывающие финансовые затруднения, могли запросить продление сроков уплаты корпоративного подоходного налога на 24 месяца. Процентная ставка за несвоевременную уплату корпоративного подоходного налога и налога на недвижимость была снижена с 7% до 4%, в то время как штрафы за несвоевременную подачу декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) могли быть отменены по уважительной причине.

Правительство снизило процент пенсионных взносов работодателей на 2,6% в период с мая по декабрь 2020 года и позволило работодателям и самозанятым лицам отложить выплату пенсионных взносов с начала 2020 года на три месяца без уплаты штрафов за просрочку платежа.

Правительство также внесло поправки в Закон Финляндии о банкротстве, ограничив право кредиторов подавать заявление о банкротстве до 31 октября 2020 года. В законебыл устранен пункт: должник будет считаться банкротом, если не сумеет погасить требование в течение недели с момента получения уведомления от кредитора о подаче заявления о банкротстве.

Подобная мера позволила избежать возникновения массовых случаев банкротства. Гарантии по кредитам и субсидиям были направлены на фирмы с потенциалом развития, а четкие даты окончания были установлены для более общих мер, такие меры не могли предотвратить банкротство фирм, которые были нежизнеспособными до пандемии. В соответствии с рекомендацией ОЭСР, продление сроков действия данных мер не должны препятствовать процессу ликвидации нежизнеспособных фирм и перераспределению рабочей силы и капитала для более производительного использования.

Таблица 1.1. Макроэкономические показатели и прогнозы

 

2017

2018

2019

2020

2021

2022

 

Текущие цены миллиард ЕВРО

 

Процентные изменения, объем

(цены 2010 г.)

ВВП по рыночным ценам

225.9

1.5

1.1

-3.3

2.1

1.8

Частное потребление

120.3

1.8

0.8.

-4.4

3.0

2.1

Государственное потребление

51.6

1.6

1.1

-0.4

-1.0

-1.5

Валовое накопление основного капитала

52.9

3.9

-1.0

-2.8

-0.5

3.3

Окончательный внутренний спрос

224.7

2.3

0.5

-3.1

1.2

1.5

Накопление запасов1,2

1.1

0.5

-0.9

0.5

-0.4

0.0

Общий внутренний спрос

225.8

2.9

-0.4

-2.5

0.7

1.5

Экспорт товаров и услуг

85.0

1.7

7.7

-10.8

3.7

4.7

Импорт товаров и услуг

84.9

5.4

3.3

-7.5

3.8

3.7

Чистый экспорт1

0.1

-1.4

1.7

-1.4

-0.1

0.3

Пункты меморандума

 

Производственный дефицит (% потенциального ВВП)

-

-0.1

-0.1

-4.2

-3.0

-2.0

Дефлятор ВВП

-

1.9

1.8

1.6

0.7

1.5

Индекс потребительских цен

-

1.2

1.1

0.5

1.0

1.4

Индекс базовой инфляции3

-

0.3

0.7

0.5

0.9

1.4

Уровень безработицы (% от рабочей силы)

-

7.4

6.7

7.9

8.3

7.7

Коэффициент сбережений домохозяйств, нетто (% от располагаемого дохода)

-

-0.8

 

0.4

 

6.1

 

1.0

 

1.1

 

Финансовый баланс органов государственного управления (% ВВП)

-

-0.9

 

-1.0

-7.0

 

-4.4

 

-3.0

 

Государственный долг, определение Маастрихта (% ВВП)

-

59.6

 

59.3

 

63.8

 

68.7

 

72.5

 

Сальдо текущего счета (% ВВП)

-

-1.7

-0.2

-0.4

-0.6

-0.3

1. Вклады в изменение реального ВВП, фактическая сумма в первом столбце

2. В том числе статистическое расхождение

3. Индекс потребительских цен без учета продуктов питания, энергии,алкоголя и табака.

Источник: база данных OECD Economic Outlook 108.



Фискальная политика

Предполагая, что экономика сократится на 4,5% в 2020 году, по оценке Министерства финансов, дефицит органов государственного управления вырастет с 1,1% ВВП в 2019 году до 7,7% в 2020 году, что объясняется ростом расходов. Три четверти из 3,4% ВВП в виде дискреционных мер, принимаемых Правительством, которые увеличивают дефицит бюджета на 2020 год, являются результатом пандемии COVID-19, а оставшаяся часть отражает последствия решений, принятых в 2019 году.

Среди мер поддержки (6 млрд. евро (2,6% ВВП)), оказанных в условиях пандемии выделяются следующие:

•    субсидирование предприятий и поддержка затрат предприятий (0,8% ВВП);
•    временное сокращение объемов пенсионных взносов работодателей частного сектора (0,4% ВВП);
•    расширение охвата пособий по безработице и денежные переводы родителям маленьких детей, находящихся в неоплачиваемом отпуске (0,4% ВВП).

По мере ослабления мер поддержки и начала восстановления экономики бюджетный дефицит, по прогнозам сократится на 2,7% ВВП в 2021 году.

Министерство финансов Финляндии ожидает значительный рост объема государственного долга в 2020 году с последующим ежегодным ростом, не превышающим прогнозные показатели.

Программа по оказанию мер по поддержке со стороны Правительства Финляндии прекратится в 2021-2022 годах, поскольку срок действия большинства единовременных мер поддержки истечет в ближайшее время. В случае замедленного процесса восстановления экономики, Правительству потребуется увеличить объем фискальной поддержки с целью ее стабилизации. В этой связи Правительством рассматривается вопрос о выдаче ваучеров на приобретение внутренних услуг в конце 2020 и 2021 годов.

Дальнейшая фискальная поддержка будет обеспечена за счет использования грантов в размере 3,1 млрд. евро, которые Финляндия ожидает получить в рамках недавно созданного инструмента восстановления ЕС в период с 2021 по 2023 год; однако обратная сторона данной поддержки состоит в том, что Финляндия внесет гораздо большую сумму (около 6,6 млрд. евро) в погашение соответствующего долга Европейской комиссии с 2028 года.


Просмотров: 973
Сохранено: 19.09.2024



ОЭСР

Что такое ОЭСР Страны – члены ОЭСР Структура Секретариата Направления ОЭСР Казахстан и ОЭСР События ОЭСР План мероприятий
Архив новостей
2024
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2023
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2022
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2021
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2020
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!