Обзор ОЭСР

05.10.2021

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства ОЭСР на 2021 год[1]

В большинстве стран ОЭСР от 20 % до 40% МСП получили господдержку в той или иной форме в 2020 году.

 

Ограничения, введенные для сдерживания пандемии COVID-19, вызвали самую серьезную глобальную рецессию за послевоенный период. Большинство малых и средних предприятий (МСП) были вынуждены закрыть предприятия или столкнулись со значительным падением доходов. 


Несмотря на то, что внедрение цифровых технологий для небольших фирм сложнее, онлайн-продажи помогли сдержать сокращение доходов для ряда малых и средних предприятий. Политические меры в целом были быстрыми и решительными и в значительной степени способствовали предотвращению волны банкротств. 


Существуют  значительные межстрановые различия в доле МСП, получающих государственную поддержку, частично отражающие институциональные условия, эффективность механизмов предоставления услуг и бюджетный потенциал. 


В конце 2020 года значительная доля МСП продолжала заявлять о необходимости оказания дополнительной поддержки в будущем, особенно в странах, где действуют строгие меры по сдерживанию распространения короновируса. 


Относительно будущего, по мере постепенной нормализации экономической ситуации и принятия мер поддержки, правительствам необходимо будет обеспечить, чтобы образовавшаяся задолженность МСП не ставила под угрозу жизнеспособность компаний.


Политика в области МСП и предпринимательства для справедливого и устойчивого восстановления

Несмотря на серьезный экономический шок, вызванный пандемией, имеющаяся статистика (до начала 2021 года) показывает незначительное  увеличение общего числа банкротств. Во многом это связано с мерами государственной поддержки, что позволило избежать массового закрытия фирм и роста безработицы.

Государственная поддержка помогла миллионам малых и средних предприятий по всему миру. В большинстве стран ОЭСР от 20 % до 40% МСП получили государственную поддержку в той или иной форме в 2020 году. 


Размер пакетов экстренной помощи беспрецедентен, хотя и с большими различиями между странами. По оценкам Международного валютного фонда, с января 2020 года по март 2021 года правительства предоставили дополнительные расходы на убытки в период COVID-19 примерно на 8,48% ВВП и поддержали ликвидность за счет капитала, займов и гарантий примерно на 8,28% ВВП (МВФ, 2021). Государственная политика помогла поддержать краткосрочную ликвидность МСП и самозанятых.


Многие страны и регионы приняли дифференцированные территориальные подходы к управлению кризисом. Воздействие кризиса  по разному ощущалось внутри стран, отчасти из-за различной отраслевой деятельности внутри регионов, при этом регионы, зависящие от туризма, сильно пострадали. Поэтому субнациональные правительства также сыграли решающую роль в ответных мерах политики в отношении МСП в качестве дополнения к национальным мерам. Согласно исследованию ОЭСР и Европейского комитета регионов (CoR), проведенному в июне 2020 г., 30% субнациональных органов власти ЕС оказывали крупную прямую поддержку предприятиям и самозанятым, а 28% оказывали значительную техническую помощь и вспомогательные услуги местным участникам. В Австрии, например, все девять федеральных земель учредили пакеты помощи для МСП, чтобы дополнить и расширить меры, принимаемые федеральным правительством.


Из кризиса вытекают три конкретных направления, имеющие решающее значение для справедливого и устойчивого восстановления:

1.Растущий риск задолженности МСП, его влияние на устойчивость МСП и их будущие производительные инвестиции. Хотя уровень задолженности МСП варьируется в зависимости от страны, во всем мире растет озабоченность по поводу растущего риска дефолта МСП и более ограниченных возможностей для МСП стимулировать восстановление за счет инвестиций. Это поднимает в более широком смысле вопрос об обеспечении МСП доступа к надлежащим и диверсифицированным источникам финансирования.

2.Возможное перемещение и возврат к промышленной политике, ключевая роль местных МСП и влияние на их доступ к стратегическим ресурсам и рынкам. Экономический кризис может привести к изменению конфигурации международной торговли и инвестиций. В этом контексте многие стратегии решоринга были разработаны на национальном или территориальном уровне как способ снижения зависимости от третьих стран или как средство сохранения суверенитета в стратегических областях и поддержки занятости на местном уровне.

3.Влияние кризиса на цифровизацию, инновации, динамику бизнеса и предпринимательство. Во время кризиса появляется все больше свидетельств и примеров того, как малые и средние предприятия интегрируют в свою деятельность новые методы и инструменты, усовершенствованные цифровыми технологиями; малые предприятия разрабатывают творческие решения или инициативы в области социальных инноваций. Однако процесс экономических изменений часто подразумевает необходимость не только адаптации фирм, но и ухода некоторых из них. Как показали прошлые исследования ОЭСР, шрамы от большой рецессии, вероятно, будут меньше в странах, где предпринимательские условия благоприятные, а динамика бизнеса способствует перераспределению капитала и рабочей силы в пользу наиболее эффективных фирм.

 

Задолженность МСП и будущее финансирование производственных инвестиций 

С начала пандемии COVID-19 общественная поддержка помогла миллионам малых и средних предприятий во всем мире преодолеть длительные периоды падения доходов и острой нехватки ликвидности. Хотя уровень задолженности МСП различается в разных странах, растет беспокойство по поводу возникающего риска дефолта МСП и возможного воздействия на устойчивость МСП и планируемые инвестиции в сфере производства. Это поднимает в более широком смысле вопрос об обеспечении МСП доступа к надлежащим и диверсифицированным источникам финансирования в долгосрочной перспективе.


Доступ к соответствующим источникам финансирования на всех этапах их жизненного цикла имеет решающее значение для начала, внедрения инноваций и роста МСП. И наоборот, финансовые ограничения могут сказаться на их инвестиционном, деловом и инновационном потенциале, отрицательно сказаться на их производительности. Решение проблемы финансирования МСП имеет особое значение для выхода из кризиса, чтобы гарантировать, что они могут участвовать в необходимых преобразованиях, таких как, например, цифровизация или экологизация своих процессов, продуктов или услуг.


МСП комбинируют различные формы финансирования, как внутренние (прибыль и доходы), так и внешние (банковский кредит, финансирование на основе активов, долевое финансирование и т.д) для поддержки своей деятельности и роста. Внутренняя прибыль и доходы остаются их основным источником финансирования. Банковский кредит является их основным источником внешнего финансирования, но варианты финансирования также различаются для разных фирм, например, альтернативный заем для МСП с более низким риском дефолта, но с ограниченной доходностью инвестиций или долевые инструменты для инновационных предприятий с высоким потенциалом роста и более высокой доходностью инвестиций, но при более высоком риске.


МСП и предприниматели получили доступ к кредитованию, а также к более широкому спектру финансовых инструментов. Кредитование в значительной степени восстановилось, процентные ставки были на минимальном уровне, что облегчило малым предприятиям доступ к кредитам. Альтернативные источники, включая финансирование за счет акционерного капитала и финансирование на основе активов, получили более широкое распространение, предлагая разнообразные возможности компаниям и инвесторам разного профиля.


Тем не менее, МСП по-прежнему сильно зависят от самофинансирования, часто основанного на внутренних доходах. Треть всех МСП в странах ЕС сообщили, что они вообще не используют какие-либо источники внешнего финансирования, вместо того, полагаются на внутренние доходы для своего роста или в конечном итоге вообще отказываются от роста.


Наиболее распространенными программами правительств во время пандемии, были программы, связанные с долгами, то есть ссуды и гарантии по кредитам. Многие правительства ввели или расширили стимулы для коммерческих банков для кредитования МСП.


Корректировки в схемах гарантий по кредитам включали увеличение гарантийного потенциала, увеличение доли кредита, которая может быть покрыта гарантией, снижение комиссий за обработку и гарантию, ускоренные процедуры и уменьшение требований к документации, продление сроков погашения, расширение критериев приемлемости.


Опрос ОЭСР по программам государственной финансовой поддержки предприятий в связи с COVID-19 показывает, что в декабре 2020 года государственная поддержка в странах ОЭСР по-прежнему была сосредоточена на предоставлении займов и гарантий по кредитам, при этом общий размер программ значительно отличался от нескольких миллионов долларов США до более чем 500 миллиардов долларов США в некоторых случаях.


Отсрочка платежа позволила МСП снизить давление на ликвидность, но произвести выплаты будет необходимо. Относительно большое количество стран ввело отсрочки по уплате корпоративного налога и подоходного налога (90%), в то время как меньшая доля также включала отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость (24%) и отчислений на социальное обеспечение и пенсионные взносы (21%).


Кроме того, гарантии по кредитам сопровождались прямым кредитованием государственных учреждений. Многие правительства ввели новые механизмы государственного кредитования, расширив существующие схемы, упростив процедуры доступа или снизив процентные ставки. 


Канада представила Программу предоставления кредитов для предприятий, которая предоставляет более 10 миллиардов канадских долларов дополнительной поддержки предприятиям, испытывающим проблемы с движением денежных средств. 


В рамках своего пакета стимулов на сумму 2 триллиона долларов США открыли схему беспроцентного кредитования на сумму 367 миллиардов долларов США для МСП с численностью менее 500 сотрудников для покрытия заработной платы сотрудников, расходов на аренду и других расходов. 


Япония увеличила объем специальных беспроцентных займов, предлагаемых МСП без залога.

Кризис COVID-19 может привести к изменению конфигурации международной торговли и инвестиций. В контексте серьезных сбоев в глобальных цепочках добавленной стоимости (ГЦСС) стратегии решоринга были разработаны на национальном или территориальном уровне как способ снижения зависимости от третьих стран или как средство сохранения суверенитета в стратегических областях и поддержки занятости на местном уровне. 


Однако, обоснование деглобализации упускает из виду множественную динамику глобализации и возможность для местных МСП получить доступ к стратегическим ресурсам и рынкам через интернационализацию или получить выгоду от положительных вторичных эффектов в ГЦСС, или работая с транснациональными корпорациями, или на некотором близком расстоянии от них.


Страновые профили SME & E Outlook на 2021 год сравнивают 38 стран-членов ОЭСР по следующим направлениям:

1) Влияние COVID-19 на динамику бизнеса, существующие национальные политические рамки, краткосрочные и структурные ответные меры политики, предоставляемые правительствами;

2) Факторы структурной уязвимости МСП, включая размер МСП и самозанятого населения, а также подверженность блокировкам и сбоям в глобальных цепочках создания стоимости;

3) Источники устойчивости МСП, включая внедрение цифровых технологий, доступ к поддержке ликвидности, наличие навыков на рынке труда и нормативно-правовую базу предпринимательства.

Перспективы развития МСП и предпринимательства на 2021 год состоят из стандартизированных страновых профилей, в которых исследуются факторы уязвимости и источники устойчивости сектора МСП и предпринимательства в стране и освещаются меры правительства по «восстановлению».


Страновые обзоры SMEEO основаны на работе, проделанной в странах ОЭСР и за ее пределами. Измерение и индикаторы были выбраны на основе их актуальности для политики в отношении МСП, международной сопоставимости и самого широкого охвата стран.

Информация о политике была взята из недавней работы ОЭСР и других стран по мониторингу воздействия COVID-19. В некоторых случаях информация дополнялась национальной документацией.


Больше всего пострадали от мер сдерживания COVID-19 в экономических секторах, в которых социальное дистанцирование труднее реализовать или деятельность которых сильно связана с международной мобильностью и торговлей.



1 https://www.oecd-ilibrary.org/sites/97a5bbfe-en/1/3/1/index.html?itemId=/content/publication/97a5bbfe-

en&_csp_=d1fc5acec34e67180d5f3e84ef7e00e6&itemIGO=oecd&itemContentType=book#annex-d1e26949



Просмотров: 1070
Сохранено: 05.10.2021



ОЭСР

Что такое ОЭСР Страны – члены ОЭСР Структура Секретариата Направления ОЭСР Казахстан и ОЭСР События ОЭСР План мероприятий
Архив новостей
2024
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2023
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2022
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2021
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2020
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!