Обзор ОЭСР

25.10.2021

Обзор экономического положения Италии[1]

 

Правительство Италии после масштабной пандемии уделяет приоритетное внимание контролю над ситуацией в области здравоохранения и щедрой поддержке средств к существованию и фирм. Последовательные волны COVID вызвали необходимость введения обширных ограничений на передвижение. Италия была первой страной ОЭСР, которая ввела строгую национальную изоляцию в марте 2020 года в ответ на ранний и резкий рост числа смертельных случаев.


Правительство планирует вакцинировать 80% населения к сентябрю 2021 года. Зеленый паспорт для вакцинированных, имеющих иммунитет или прошедших тестирование на COVID был введен с 15 июня 2021 года, с целью облегчить безопасное повторное открытие контактно-интенсивных секторов туризма и развлечений.


Экономическое и социальное воздействие пандемии было значительным. Интенсивность первой и последующих блокировок отразилась в резком падении ВВП в апреле 2020 года, что привело к сокращению ВВП на 8,9% в 2020 году, что является одним из самых высоких показателей в ОЭСР. Частично это было результатом структуры итальянского ВВП: услуги с интенсивным контактом составляют относительно большую часть экономики по сравнению с другими крупными европейскими странами. На туризм напрямую приходится около 6% ВВП и косвенно 13% ВВП. На иностранный туризм приходится 42% активности внутри страны, как и в большинстве стран-членов ОЭСР.


Валовые сбережения домохозяйств резко выросли до 17,5% ВВП в 2020 году из-за мер предосторожности и ограничений на деятельность, ограничивающую расходы. Нормы сбережений снизились по мере ослабления ограничений на деятельность и потребление.


По мере роста сбережений и сокращения инвестиций профицит счета текущих операций увеличился до 3,7% ВВП в 2020 году.


Уровень безработицы упал до 9,3% с 10% в 2019 году, поскольку ограничения COVID-19 и слабый рынок труда сократили рабочую силу на 3,4% в 2020 году. Больше всего пострадали работники средней квалификации.


Ответные меры политики смягчили воздействие кризиса на фирмы и домохозяйства, но уязвимые слои населения по-прежнему сильно пострадали.


Основные меры налогово-бюджетной политики Италии для смягчения последствий кризиса COVID-19. Правительство Италии одобрило широкий спектр мер по защите компаний, рабочих мест и домашних хозяйств от шока COVID-19. Правительство оценивает общую стоимость этих мер в 108 млрд евро в 2020 году (6,6% ВВП 2020 года) и 72 млрд евро в 2021 году (4,1% ВВП).


Основные меры включают:

Прямые денежные субсидии для фирм: фирмы получали денежные субсидии в зависимости от размера их потерь в обороте.

Кредитные гарантии для фирм: были предоставлены кредитные гарантии на сумму более 500 млрд евро. Были расширены схемы государственных гарантий для малых, средних и крупных фирм, а также введена бесплатная гарантия для кредитов новым МСП. МСП в наиболее пострадавших отраслях получили мораторий до декабря 2021 года на погашение кредитов.


Кратковременная работа и меры по поддержке занятости: существующая в Италии схема краткосрочной работы была расширена, охват расширился на все сектора и компании, а затраты на получение доступа к фондам были сокращены.

Отсроченные выплаты налогов и социальных взносов: уплата налогов и взносов на социальное обеспечение была отложена для всех фирм в наиболее пострадавших секторах, а также для всех фирм во всех секторах с доходом ниже 2 млн евро. Платежи НДС были отложены для всех фирм и самозанятых, работающих в наиболее пострадавших провинциях.

Поддержка доходов домохозяйств: было выплачено несколько разовых выплат тем, кто не воспользовался схемами краткосрочной работы, в том числе денежные выплаты различным категориям самозанятых и сезонных рабочих; и дополнительная ежемесячная экстренная поддержка дохода в размере от 400 до 800 евро — для семей с низким доходом из группы риска.


 • Поддержка государственных органов, страдающих от потери доходов: бюджетные трансферты были предоставлены субнациональным органам власти, государственным органам и государственным предприятиям.

Ряд мер призван компенсировать потенциальные последствия прекращения действия запрета на увольнение крупных фирм с 30 июня 2021 года и более мелких фирм с 31 октября 2021 года. Фирмы, которые не сокращают численность своих сотрудников получают бесплатный доступ к краткосрочной работе до конца 2021 года.


Кризис COVID-19 усугубил некоторые макрофинансовые уязвимости. Повышение темпов роста кредитования стало жизненно важным фактором для итальянских фирм, уровень денежных средств которых относительно низок по сравнению с аналогами из ОЭСР. Число банкротств снизилось на 22,7% в Италии в 2020 году по сравнению с ростом на 58,1% во время мирового финансового кризиса.

Поскольку меры поддержки постепенно отменяются, число банкротств возрастет.

Доля фирм с самым высоким риском (с вероятностью дефолта выше 5%) выросла с 10% до кризиса COVID до 14% к концу 2020 года.

В ответ на кризис COVID правительство дополнительно стимулировало банки к продолжению продажи проблемных кредитов в 2020 году, предлагая щедрые налоговые льготы. Несмотря на сокращение числа банкротств и низкий уровень активности, банки смогли продать около 30 млрдевро в 2020 году.

В Национальном плане восстановления и повышения устойчивости приоритет отдается инвестициям и структурным реформам. Правительство намерено поддержать рост в краткосрочной перспективе путем оказания существенной поддержки домашним хозяйствам и компаниям в сохранении производственного потенциала в 2021 году и в меньшей степени в 2022 году.

Государственные инвестиционные расходы, ориентированные на зеленые, цифровые и технологические инвестиции, с 2022 года останутся выше 3% ВВП по сравнению со средним показателем 2,5% в период с 2010 по 2020 год. В Национальном плане восстановления и устойчивости излагаются структурные реформы и планы расходов на 235 млрд евро для ускорения экономического роста Италии.

Финансирование включает 205 миллиардов евро из фондов ЕС следующего поколения. Италия намерена использовать все 68,9 млрд. евро в виде грантов и 122,6 млрд евро в виде займов из Фонда восстановления и устойчивости, а также 13,5 млрд евро из фондов РЕАКТ-ЕС[2]. Приоритетным является более экологичная энергия.


Сроки и качество инвестиционных расходов также повлияют на оценки. По оценке правительства, в зависимости от эффективности и качества инвестиций влияние на рост может варьироваться от 1,8 до 3,6 п.п. По оценкам Banca d’Italia, инвестиции, указанные в Национальном плане восстановления и устойчивости, могут увеличить ВВП почти на 2,5% в 2024 году при условии, что инвестиции будут потрачены быстро. Если инвестиции увенчаются успехом в привлечении частных инвестиций, их число может вырасти до 3,5% в 2026 году.


Улучшение доступа к долевому финансированию может стимулировать инвестиции в бизнес. Итальянские фирмы в качестве источника финансирования обычно в значительной степени полагаются на банковские ссуды, а не на капитал. Как и в других странах, в Италии существует сильная отрицательная взаимосвязь между левериджем и инвестициями.


Устранение или сокращение налоговых стимулов для долгового финансирования могло бы способствовать увеличению диффузии производительности. Налоговые льготы Италии на корпоративный капитал (ACE) были признаны передовой международной практикой в ​​поддержке использования капитала компаниями.

Развитие каналов небанковского финансирования Италия ввела несколько стимулов для продвижения использования рыночного финансирования с особым упором на улучшение доступа для МСП.

Это включает в себя:

• Поддержку листинга акций, в том числе для МСП.

• Расширение доступа к финансированию корпоративных облигаций.

• Стимулирование инвестиций в венчурные фонды и в малый и средний бизнес.

 

Зеленый переход требует надежных, долгосрочных обязательств по установлению цен на выбросы углерода. Италия показывает относительно хорошие результаты по сравнению с другими странами ЕС и ОЭСР в плане сокращения выбросов углерода, высокой доли возобновляемых источников энергии и высоких показателей утилизации.

В марте 2021 года страна выпустила свои первые зеленые облигации на 8,5 млрд евро, став пятым по величине эмитентом в Европе.

 Электричество, отопление и транспорт остаются основными источниками выбросов парниковых газов. В стране одна из самых высоких долей легковых автомобилей на душу населения в Европе, но чуть более 0,1% запасов приходится на электромобили.

Правительство отреагировало на новую цель ЕС по сокращению выбросов на 55% к 2030 году, указав основные источники выбросов парниковых газов в своем Национальном плане восстановления и устойчивости.

Увеличение мощности возобновляемых источников энергии, включая ветер, экологически чистый водород и биомассу, а также недавно принятые законодательные реформы для уменьшения нормативных препятствий для более быстрых инвестиций в возобновляемые источники энергии.

Министерство объявило, что страна установит дополнительно 65-70 ГВт возобновляемой энергии в течение следующего десятилетия. Также прогнозируется рост емкости аккумуляторов и межсетевых соединений.


Борьба с транспортными выбросами. Инвестиции в высокоскоростные железные дороги значительны — почти 24 млрд евро. Субсидии на электромобили увеличиваются за счет поддержки инфраструктуры зарядных станций в размере 0,74 млрд евро. Более целостный подход выиграет от поощрения тесного городского сотрудничества по вопросам регулирования, как это сделано в Норвегии и Австрии.

Повышение энергоэффективности зданий. Были введены льготы в размере 18,5 млрд евро, в том числе 4,6 млрд евро, потраченных из Благотворительного фонда. Это сопровождается законодательными реформами, которые делают согласование реконструкции зданий более быстрым и простым, чем в прошлом.

Поддержка циркулярной экономики. В Италии один из самых высоких показателей рециклинга в Европе, поддерживаемый такими эффективными нормативными актами, как четырехпоточная система сбора отходов, запрет на использование микропластика и финансовые сборы, уплачиваемые производителями пластиковых упаковок.

Переход к более высокой цене на углерод должен в явной форме регулировать связанные с этим издержки распределения и конкурентоспособности. Более высокий налог на выбросы углерода снизит спрос на углерод и увеличит доходы, но также больше всего затронет низкий слой домохозяйств. Этим домохозяйствам потребуется компенсация.

В Швейцарии с целью компенсировать введение налога на выбросы углерода на топливо для отопления две трети поступлений от налога были направлены на снижение налогов на рабочую силу, а одна треть — на инвестиции в энергоэффективность и модернизацию.

Опыт стран ОЭСР в использовании советов по производительности для продвижения реформ государственного сектора. Все большее число стран ОЭСР обнаруживают, что создание хорошо обеспеченных ресурсами постоянных органов, занимающихся разработкой политики и распространением ее преимуществ может ускорить реформы. Хотя их часто называют «советами по производительности» или комиссиями, правительства часто устанавливают более широкие полномочия, которые могут включать зеленый рост и социальные вопросы, а также роль и эффективность государственного сектора.

Эти органы могут служить платформой для обмена идеями и помочь сформировать общее мнение, углубляя национальную ответственность за реформы, в том числе в государственных органах, ответственных за реализацию.

Эти органы делятся на три основных типа:

1. Автономные органы по расследованию, такие как Комиссии по производительности в Австралии, Чили и Новой Зеландии. Они обладают хорошими ресурсами, сильными аналитическими навыками и имеют исследовательские и консультативные полномочия.

2. Консультативные советы, такие как Французский национальный совет по производству, Совет экономических консультантов США и Бельгийский национальный совет по производству.

3. Специальные рабочие группы, такие как Норвежские комиссии по производительности. Они могут быть сформированы с временными полномочиями для оценки конкретных вопросов.

Опыт стран показывает, что эти органы наиболее эффективны, когда они могут работать автономно и обладают сильными внутренними аналитическими, консультативными и коммуникативными навыками.

В 2019 году в Италии были приняты продолжительные реформы банкротства. Эти реформы включают усовершенствованные процедуры управления для директоров фирм, более простые процедуры, способствующие внесудебному урегулированию, и использование специализированного пула экспертов по банкротству для помощи в разрешении судебных дел.

 Реформы должны помочь сократить время, проводимое в судах, а механизмы раннего предупреждения должны помочь повысить скорость принятия корректирующих мер для фирм, оказавшихся в затруднительном положении. Эти изменения могут потенциально улучшить показатели возврата средств по процедурам несостоятельности, которые в Италии являются низкими. Первоначальная дата внедрения 2020 года была перенесена на сентябрь 2021 года в связи с кризисом COVID.

Налоговые реформы могут профинансировать снижение налога на рабочую силу. Налоговые поступления в Италии в 2019 году составили 42,4% ВВП по сравнению со средним показателем по ОЭСР, равным 33,8%. Пересмотр налоговой структуры может способствовать экономическому росту за счет снижения налогов, наиболее вредных для роста.

Налоги на потребление в большей степени поддерживают рост, чем налоги на рабочую силу, но основным препятствием для увеличения поступлений от НДС в Италии является соблюдение требований.

Ожидается, что общие налоговые расходы в 2021 году достигнут 68,1 млрд евро, и правительство прогнозирует их незначительное снижение до 65,1 млрд евро в 2023 году.

 

Заключительные рекомендации ОЭСР.

Продолжительная финансовая поддержка необходима до тех пор, пока восстановление экономики и занятости не станут более целевыми.

Потребуется:

• увеличение ресурсов судов с целью эффективного управления незавершенными делами и повышения скорости судебных процедур по гражданскому правосудию.

• улучшение структуры государственных расходов для содействия росту и созданию рабочих мест.

• объединение деятельности небольших агентств по государственным закупкам в органы с более высоким потенциалом.

• удержание пенсионных расходов, разрешив схеме досрочного выхода на пенсию (квота 100) и так называемой женской возможности истечь в декабре 2021 года, и немедленно восстановить связь между продолжительностью жизни и пенсионным возрастом.

• снижение нормативных барьеров для доступа к профессиональным услугам

• введение национального совета по производительности для выявления и информирования о затратах и ​​выгодах реформ и достижения национального консенсуса.

Также необходимо провести целостную налоговую реформу, которая упрощает и постоянно снижает налоги на рабочую силу, финансируемая за счет более строгого соблюдения требований, более низких налоговых расходов и более высоких налогов на недвижимое имущество и наследство.

 



[1] https://www.oecd.org/economy/italy-economic-snapshot

[2] Программа мер реагирования на кризисы и восстановления кризисов, реализуемые в рамках инвестиционной инициативы по реагированию на коронавирус и представляет собой мост к долгосрочному плану восстановления. 



Просмотров: 964
Сохранено: 21.11.2024



ОЭСР

Что такое ОЭСР Страны – члены ОЭСР Структура Секретариата Направления ОЭСР Казахстан и ОЭСР События ОЭСР План мероприятий
Архив новостей
2024
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2023
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2022
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2021
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2020
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!