В Послании Президента от 1 сентября т.г. были затронуты важные вопросы развития местного самоуправления.
Почему это важно?
Основная цель создания бюджета местного самоуправления (далее – МСУ) – это повышение самостоятельности органов МСУ в решении местных вопросов с учетом интересов всех жителей конкретной территории через собрания и сходы местного сообщества.
Эта мера была предусмотрена еще в «Плане нации – 100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ (98-й шаг), в рамках которого, на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа (далее – сельский округ) планировалось внедрить самостоятельный бюджет МСУ.
Что уже сделано?
На сегодня четвертый уровень бюджета внедрен в 2 353 селах, сельских округах, городах районного значения. Для стимулирования развития региональной экономики поступления корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса с 2020 года были переданы местным бюджетам.
Кроме того, 3 июля т.г. в Закон о государственной службе РК внесены изменения. Теперь госслужащие тоже могут стать участниками программы «С дипломом в село». Это позволит устранить имеющийся дефицит кадров на местном уровне.
Безусловно, имеются еще проблемы в развитии местного самоуправления, требующие своего решения – дальнейшее расширение экономической самостоятельности районных, городских и сельских уровней власти, улучшение доступа к сети Интернет в сельских территориях, рассмотрение вопроса передачи дополнительных полномочий на местный уровень, низкая вовлеченность и гражданская активность.
Кроме того, необходимо дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений, распределение трансфертов, субвенций, которые также должны стимулировать регионы для использования внутренних ресурсов расширения налогооблагаемой базы.
Введение прямых выборов акимов аулов соответствует основным принципам Европейской хартии местного самоуправления, таким как:
• выборность органов местного самоуправления на основе демократического представительства;
• предоставление государством, его центральными органами финансового обеспечения органам местного самоуправления;
• право местных органов самоуправления на имущественную самостоятельность;
• право органов местного самоуправления на участие в делах государства при соответствующей финансовой поддержке государства.
Таким образом, реализация озвученных в Послании инициатив, позволит повысить гражданскую активность людей, продвигать демократию на местном уровне, так как, непосредственно сами жители будут включены в принятие решений по вопросам местного значения.
Азамат Саменов
Ведущий эксперт Центра региональных исследований ERI
По мнению Главы государства нефтяной суперцикл пришел к своему завершению, что в свою очередь, требует выработки альтернативных вариантов развития экономики. В этой связи упование на высокие цены на нефть и вкладывание инвестиций в западные регионы страны с целью увеличения её добычи может оказаться проигрышной стратегией. Например, основные фонды Атырауской обл. больше основных фондов городов Нур-Султан и г. Алматы вместе взятых.
На повестке дня развитие обрабатывающей промышленности, в том числе, развитие нефтехимии. Западные регионы страны должны ассоциироваться ни только с большим экспортным потенциалом сырой нефти, но и развитой обрабатывающей промышленностью. В Казахстане необходимо развивать проекты в нефтехимии с целью производства дополнительной продукции на базе имеющегося сырья – нефти. В свою очередь, это приведёт к усложнению экономики региона, а также положительно скажется на диверсификации производства.
О моногородах
Эксперт:
Азамат Саменов
Ведущий эксперт Центра региональных исследований ERI
В своем Послании Глава государства обратил внимание на развитие моногородов страны. Это актуальная задача, поскольку сейчас у нас в стране насчитывается 27 моногородов, в которых проживают около 1,6 млн. человек.
Экономическое развитие таких городов зависит от градообразующего предприятия, которые создавались в советский период вокруг уникальных месторождений полезных ископаемых. Во многом деятельность таких предприятий была подчинена плановому государственному планированию и распределению готовой продукции.
В настоящее время 6 моногородов имеют высокий потенциал развития при этом основная их часть – 16 средний потенциал развития. Низкий потенциал развития имеют 5 моногородов, что обусловлено объективными условиями: сокращением промышленного производства, истощением запасов сырья и оттока городских жителей преимущественно молодежи.
Сейчас проблема моногородов в стране решается за счет принятия комплекса мер. Основным инструментом является реализация государственных программ в моногородах по инфраструктурному обновлению, поддержки МСБ, созданию рабочих мест. Однако для устойчивого развития моногородов необходимо разрабатывать альтернативные проекты, направленные на развитие конкурентных преимуществ, диверсификации и обновления технологического потенциала основных предприятий, развитию обрабатывающей промышленности, использованию уникального месторасположения городов в целях развития туризма.
О развитии вузов
Эксперт:
Азамат Саменов
Ведущий эксперт Центра региональных исследований ERI
В своём послании Глава государства ещё раз обратил внимание на сокращение ВУЗов, которые «печатают дипломы». Качественное высшее образование является одним из факторов развития конкурентоспособной нации. Однако коммерциализация сферы высшего образования привело к тому, что дипломированные специалисты не могут найти работу, либо работают не по профессии.
В Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2030 года отмечается о важности повышения качества образования в регионах страны. Например, необходимо в каждом регионе обеспечить появление одного конкурентоспособного ВУЗа и сети организаций ТиПО с модернизацией материально-технической базы 20 ВУЗов и 180 колледжей, что позволит повысить качество подготовки кадров. Данная мера позволит повысить уровень человеческого капитала при условии жёсткого контроля качества образования в ВУЗах страны.
О развитии регионов с учетом конкурентных преимуществ
Эксперт:
Канат Толубаев
Ведущий эксперт Центра региональных исследований ERI
В Послании Президент отметил важность развития регионов с учетом конкурентных преимуществ. На данный момент несмотря на большие инвестиции в основной капитал, регионы демонстрируют низкие темпы роста промышленности и незначительный рост ВРП.
В рамках Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2030 года выделяются четыре группы регионов с индивидуальными конкурентными преимуществами, это: города республиканского значения, добывающие, индустриальные и индустриально-аграрные.
Города Нур-Султан, Алматы и Шымкент имеют агломерационную систему расселения. Развитие данных регионов с учетом конкурентных преимуществ предполагает экономическую специализацию на сфере услуг, науке, цифровых технологиях и инновациях с ориентацией на экспорт. Связь с другими рынками должна быть поддержана за счет создания условий для долгосрочного инвестирования в НИОКР и инновации.
Развитие добывающих регионов осуществляется через реализацию индустриальных проектов в базовых и обрабатывающих отраслях, развитию сопутствующих услуг, и ориентацией обрабатывающей промышленности на экспорт. В добывающих регионах предусмотрено создание условий для привлечения ведущих инжиниринговых компаний мира с последующим выходом на иностранные рынки.
Индустриальные регионы включают в себя Восточно-Казахстанскую, Карагандинскую и Павлодарскую области. Данные регионы имеют аналогичную с добывающими регионами систему расселения. Конкурентные преимущества регионов реализуются учитывая появление новых индустрий на базе и вокруг традиционных отраслей экономики, а также развитию сферы услуг. Рыночная связь обеспечивается через создание условий для развития производства высокотехнологичных продуктов и встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости.
Акмолинская, Алматинская, Жамбылская, Костанайская, Северо-Казахстанская и Туркестанская области являются индустриально-аграрными регионами. Конкурентные преимущества этих регионов заключаются в развитии органического сельского хозяйства и аквакультуры, создании национальных конкурентоспособных производств с высокой добавленной стоимостью с акцентом на экологичность и экспортоориентированность. Для индустриально-аграрных регионов для связи с рынками предусмотрено создание условий для обеспечения внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией и развитию экспортного потенциала.
О развитии приграничных территорий
Эксперт:
Жанна Ерубаева
Ведущий эксперт Центра региональных исследований ERI
В рамках своего Послания народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев затронул очень важные вопросы касательно развития приграничных территорий страны и реализации их потенциала в сотрудничестве с российскими миллионниками.
Актуальность развития приграничных территорий обусловлена тем, что в Казахстане 12 областей из 14 являются приграничными, и граничат с регионами Российской Федерации, Китайской Народной Республикой, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана. В этих областях проживает 12,4 млн. чел.
На приграничных территориях расположены моно- и малые города Житикара, Жаркент, Зайсан, Сарыагаш, Шардара, Шемонаиха, Мамлютка, Булаево, Жетысай с общей численностью населения около 220 тыс. чел.
На расстоянии 50 км от государственной границы расположены свыше 1,2 тыс. СНП, где проживает 1,6 млн. чел.
На сегодняшний день в стране реализуется ряд мер по развитию приграничных территорий. Развитие приграничных моно- и малых городов осуществляется в рамках Государственной программы развития регионов на 2020-2025 годы. Реализуются меры по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры.
Что касается СНП, то в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» отобрано 217 приграничных СНП, в которых предполагается комплексное развитие социальных, инфраструктурных, производственных объектов и автомобильных дорог.
Вместе с тем, в приграничных территориях нерешенным остается ряд проблемных вопросов, требующих рассмотрения. Они связаны с продолжающимся оттоком населения, развитием инфраструктуры и производственной базы.
В этой связи реализация инициатив Президента, отмеченных в ходе Послания позволит активизировать потенциал приграничных территорий и повысить уровень благосостояния населения.
О развитии сельских территорий
Эксперт:
Айтжан Мейрембаев
Ведущий эксперт Центра региональных исследований ERI
В Послании президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана прозвучала необходимость полного раскрытия потенциала сельских территорий. Он заявил, что реализация программы «Ауыл – Ел бесігі», направленной на решение наиболее острых проблем на селе, будет продолжена.
В настоящее время в Государственной программе развития регионов на 2020-2025 годы предусмотрено отдельное направление по развитию сельских населенных пунктов. Реализуется проект «Ауыл – Ел бесігі», основной целью которого является улучшение качества жизни на селе, модернизация инфраструктуры сельских территорий, доведение их до параметров Системы региональных стандартов.
В рамках проекта в целом по стране отобрано 3 561 СНП, в том числе 1 173 опорных и 2 388 спутниковых сел с населением 6,7 млн человек.
Одним из основных подходов при отборе перспективных СНП был кластерный подход, где СНП рассматриваются в рамках локализованных групп - кластеров (в радиусе 10-15 км от опорного села), а не по отдельности, что позволяет сформировать более целостную картину по охвату населения, особенно относительно инфраструктуры общего пользования.
В целом, до 2027 года предлагаемый объем финансирования составляет 900 млрд. тенге.
По итогам 2019 года по проекту «Ауыл ел бесігі» реализовано 520 проектов в 53 СНП на общую сумму 29 358,4 млн. тенге.
75% от общего количества проектов и 78% от всего объема финансирования приходится на 4 сферы – благоустройство, дороги, образование и культура.
В 2020 году по проекту будет реализовано 920 проектов в 216 СНП на общую сумму 98 126,2 млн. тенге.
81% проектов и 65% от всего объема финансирования приходится на 3 сферы – дороги, благоустройство и образование.
В 2020 году в рамках проекта будет создано 16 233 рабочих мест, а объем налоговых поступлений составит 10,7 млрд. тенге.
В рамках своего выступления глава государства отдельно затронул проблему развития сельского здравоохранения. Он отметил необходимость развития транспортной медицины, и самое главное, обеспечение всех сельских населенных пунктов страны фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями.
Это очень актуальная проблема в селе, так как, на сегодняшний день из 6 561 СНП по республике в 1 112 отсутствуют медицинские учреждения. Наименее обеспечены медицинскими учреждениями села Карагандинской области (160 СНП). Больше всего обеспечены медицинскими учреждениями села Алматинской области. Здесь только в 2 СНП отсутствуют медицинские пункты .
В целом, в послании были затронуты вопросы реализации проекта «Ауыл - Ел бесігі». В случае полной реализации данного проекта будут достигнуты следующие эффекты*:
- улучшение качества жизни на селе;
- экономическая миграция в опорные СНП;
- 100% обеспечение качественной питьевой водой всех сельских жителей;
- строительство и ремонт более 7 тыс. км внутрипоселковых дорог;
- модернизация инженерных сетей жизнеобеспечения, в том числе электро-, газо- , теплоснабжения;
- 100% модернизация социальных объектов.
*Данные Мониторинга развития сельских территорий МНЭ РК