Комментарии к Посланию Токаева Народу

07.09.2020

КОММЕНТАРИИ К ПОСЛАНИЮ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА от 1 сентября 2020 года

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О новых принципах нового экономического курса

Эксперт:
Бакытгуль Хамбар
Директор Центра стратегических разработок и устойчивого развития  ERI

В Послании Президентом отмечено, что экономика обязана работать на повышение благосостояние народа. Благосостояние народа любой экономики показывает уровень конкурентоспособности. Следовательно, эффективная реализация поставленной задачи играет важную роль в достижении стратегических задач страны.

Необходимо отметить, что Президент не только поставил задачу, но и обозначил следующие конкретные принципы:

  • справедливое распределение благ и обязанностей;
  • ведущая роль частного предпринимательства;
  • честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения;
  • рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики;
  • развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа;
  • «озеленение» экономики, охрана окружающей среды;
  • принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом.

Как мы видим, они тесно взаимосвязаны между собой. Следует отметить, что каждый из определённых принципов направлен на решение конкретных проблем разных категорий населения. В этой связи в процесс их реализации не только должны быть вовлечены все заинтересованные стороны, они также должны нести ответственность.  

Важным является и то, что первый принцип рассматривает как распределение благ, так и обязанностей. Это повысит эффективность реализации всех мер, вытекающих из поставленных социально-экономических задач Послании.

Принципы о ведущей роли частного предпринимательства и обеспечения честной конкуренции позволят обеспечить реализацию стратегической цели по увеличению доли МСБ в ВВП до 35%, окажет положительное влияние на рост среднего дохода населения.

По последним данным, Казахстан занимает 93 место в рейтинге «Индекса сложности экономики». Низкий уровень сложности экономики Казахстана объясняется тем, что основной статьей казахстанского экспорта является сырая нефть. Считаю, что принцип повышение сложности и технологичности экономики позволит не только улучшить диверсификацию экономики, но и поспособствует увеличению экспорта.

Говоря о развитии человеческого капитала, особенно в сложившейся ситуации с пандемией, многие поняли, что работникам разного звена необходимо постоянно обновлять свои навыки и адаптироваться к новым форматам работы. Эксперты отмечают, что 33% рабочих навыков теряют актуальность в течение трёх лет. Таким образом, реализация принципа инвестирования в образование несомненно способствует улучшению ситуации на рынке труда.

При этом, одним из основных факторов эффективности вышеназванных 6 принципов является принятие правильных мер по их реализации. Данную задачу может обеспечить принцип принятия обоснованных решений и ответственность за них.
Как мы видим, все принципы имеют тесную связь со многими вопросами, которые ранее обсуждались в обществе. Таким образом, можно сказать, что данное Послание показало реализуемость принципа «слышащего государства». 


Об автоматизации законотворческого процесса

Эксперт:
Салтанат Ахметжанова
Директор Центра научной экономической экспертизы и исследований ERI


В Послании Президента определены семь основных принципов нового экономического курса, в том числе принцип «принятия государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом». Реализация данного принципа позволит совершенствовать законодательную основу государственного управления. 

Новый подход в принятии экономических решений усиливает значение оценки социально-экономических последствий принимаемых законопроектов, проводимой в настоящее время государственными органами-разработчиками и направленной на выявление необоснованных издержек государства, населения и бизнеса. Он предполагает объективный и всесторонний анализ эффективности законодательных норм, четкую координацию заинтересованных государственных органов и учет интересов всех целевых групп воздействия (государства, населения, бизнеса).

Это позволит принимать решения, понятные бизнесу и населению, получать максимальную отдачу от бюджетных расходов. В результате оценки также должна быть решена проблема излишней законодательной регламентации деятельности исполнительной власти. 

В настоящее время в Казахстане часть нормотворческого процесса осуществляется вручную на бумажных носителях. То есть отсутствует Единая правовая система, позволяющая автоматизировать вышеуказанные процессы.

В своем Послании Глава государства отметил необходимость продолжения базового элемента всех реформ – процесса цифровизации, а именно обеспечение единой системы баз данных. 

В 2019 году Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с другими государственными органами была разработана система «Е-законодательство», предусмотренная Планом мероприятий по реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан».

Данная система через автоматизацию процесса подготовки, общественного обсуждения, согласования, утверждения и опубликования нормативных правовых актов существенно упростит работу государственных органов, сократит время на формирование текстов проектов НПА, даст возможность более качественно оценивать потребности законодательства с точки зрения разных групп потребителей.

Автоматизация законотворческого процесса широко применяется в зарубежных странах. Так, в Германии действует эффективная ИТ-инфраструктура, позволяющая осуществлять плавный цифровой законодательный процесс от предварительного предложения до окончательного проекта. Проект eZeitplanung позволяет вести коллективную работу над законодательными проектами между законодательными органами и задействованными министерствами. Также Германия внедрила онлайн-приложение, которое облегчает предварительный расчет затрат на соблюдение законодательства, позволяет федеральным министерствам собрать данные об отдельных положениях новой регуляторной инициативы в структурированной форме, вводить данные, необходимые для определения усилий по соблюдению законодательства и проводить соответствующие расчеты. 

В США действует веб-сайт Regulations.gov, который представляет собой инициативу по электронному нормотворчеству, которая была запущена с целью предоставления публичным пользователям доступа к федеральному нормативному контенту. Портал содержит электронные версии предлагаемых и окончательных нормативных актов, а также другие нормотворческие документы и уведомления Федерального реестра. 

В целом, Президентом поставлены системные задачи развития государственного управления, национальной экономики, стратегических отраслей, регионов, реформы правоохранительной и судебной систем, повышения социального благополучия. Для реализации всех инициатив Президента будут приняты соответствующие законы, в том числе «О промышленной политике», Социальный кодекс, Экологический кодекс.


О создании Агентства по стратегическому планированию и реформам

Эксперт:
Перизат Омарова
Советник Председателя ERI

Стратегический курс, заданный Главой государства в своем Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий», позволит нам выйти на качественно новый уровень посткризисного уровня развития.

В Послании охвачены все актуальные аспекты социально-экономического развития страны: повышение эффективности системы государственного управления, реализация экономики в новых реалиях, раскрытие промышленного потенциала, развитие сельского хозяйства, совершенствование транспортно-логистического комплекса, поддержка малого и среднего бизнеса, финансовой сферы, модернизация территориального развития страны и повышение социального благополучия казахстанцев, а также модернизация правоохранительной и судебной системы. 

Экономика Казахстана, как и во всем мире, претерпевает глубокие изменения, поэтому считаем своевременным решение создать Агентство по стратегическому планированию и реформам, основными функциями которого должны стать не только изучение мирового опыта, анализ общемировых тенденций, определение стратегических целей и приоритетов развития страны, но и осуществление контроля реализации стратегических документов. Высвобождение стратегического планирования в отдельную структуру, подотчетную Президенту позволит создать более простую и эффективную систему стратегического планирования. 

Эксперт:
Баян Абдрахманова
Заместитель директора Центра стратегических разработок и устойчивого развития  ERI

Кымбат Ахметжанова
Ведущий эксперт Центра стратегических разработок и устойчивого развития  ERI

Президент в своем Послании озвучил новость о создании Агентства по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением Президенту, а также о передаче данному Агентству Комитета по статистике. 

Перезагрузка системы стратегического планирования в стране позволит решить назревшие проблемы, начиная от перезагруженности системы государственного планирования до «ручного» управления. Она включает в себя 3 уровня документов, общее количество которых составляет более 80 документов – и это без учета документов, не входящих в иерархию документов системы государственного планирования.  

Большое количество документов приводит к дублированию задач и мер, увеличению отчетности госорганов, а также порождает непонимание мер господдержки благополучателями. Также разработка большого количества документов, в том числе постоянная их корректировка приводит к недоверию деятельности госорганов со стороны населения. В этой связи важным является вопрос оптимизации документов системы государственного планирования. 

Особенное внимание обращено к гармонизации стратегических и программных документов с бюджетным планированием. Сегодня целеполагание зависит от бюджетной обеспеченности, тогда как стратегия должна определять необходимые ресурсы  для реализации стратегических инициатив, и это не должны быть лишь средства из государственного бюджета. Необходимым условием для этого является  привлечение частных инвестиций. Только совместными действиями мы сможем добиться успехов. 

Кроме того, вопрос автоматизации процессов государственного планирования (разработка, реализация, мониторинг, оценка, контроль) является необходимым для перезагрузки системы государственного планирования, что позволит видеть комплексную картину взаимосвязи реализации поставленных целей. 

Передача же в Агентство Комитета по статистике позволит обеспечить синхронизацию статистических данных с индикаторами стратегических и программных документов. 


О создании Агентства по защите и развитию конкуренции

Эксперт:
Ерлан Каримов
Ведущий эксперт Центра развития предпринимательства ERI

Создание Агентства по защите и развитию конкуренции с прямым подчинением Президенту страны – действительно назревшая необходимость. Уже на протяжении нескольких лет Институт экономических исследований в своих исследованиях и аналитических записках по вопросам конкуренции не раз поднимал вопрос о предании антимонопольному органу статуса правоохранительного органа, который будет находиться в прямом подчинении у Первого руководителя страны.

Как известно, во многих странах с развитой конкуренцией антимонопольный орган создается и функционирует в качестве правоохранительного органа, наделенного большими полномочиями при проведении расследований (к примеру, «налеты на рассвете» и допросы могут проводить антимонопольные органы Великобритании (СМА); специальная группа по расследованию нарушений антимонопольного законодательства при Европейской комиссии; Канады (Competition Bureau Canada); Австралии (Australian Competitionand Consumer Commission) и тд.). 

Деятельность Агентства по защите и развитию конкуренции в Казахстане  должна быть прозрачной и эффективной. Для этого Агентство, считаю, должно публиковать пресс-релизы о начале расследования, размещать в открытом доступе версии отчетов о проводимых расследований на своем интернет-портале, активно использовать методы экономического анализа для проведения качественного расследования, регулярно проводить общественные слушания, создать отдельный суд (трибунал) по вопросам конкуренции, продвигать принцип «конкурентного нейтралитета» для снижения государственного участия в экономике страны.

Эксперт:
Сандугаш Мусабекова
Ведущий эксперт Центра развития предпринимательства ERI

Создание Агентства по защите и развитию конкуренции при прямом подчинении Президенту является важным шагом на пути к формированию справедливой конкуренции на рынке. 

Наличие промежуточных операторов усугубляет бюрократизацию процессов и препятствует разгосударствлению экономики. Частное предпринимательство способствует формированию новых эффективных идей по развитию отраслей в справедливой борьбе за рынок. Государство – не лучший предприниматель, и за исключением стратегических объектов, экономика плодотворно функционирует и совершенствуется в рыночных условиях.  


О создании Комитета по денежно-кредитной политике

Эксперт:
Куаныш Бейсенгазин
Директор Центра макроэкономических исследований и прогнозирования ERI

За последние 10 лет кредитование экономики в целом выросло в 1,8 раз, тогда как за этот же период потребительское кредитование выросло почти в 7 раз.  В этой связи наблюдался сильный рост потребительского кредитования в структуре кредитов в экономики (с 8% в 2010 году до 30% в 2020). 

Снижение реальных доходов населения во время кризиса может привести к резкому росту NPL в секторе. Поэтому создание Комитета будет способствовать повышению ответственности кредитных организаций, а также дифференциации и снижению предельных ставок по кредитам.


О поддержке МСБ и налоговых льготах

Эксперт:
Куаныш Бейсенгазин
Директор Центра макроэкономических исследований и прогнозирования ERI

Президент поручил, чтобы льготы по выплатам во внебюджетные фонды продлили до конца года. Это означает, что пенсионные, социальные и прочие отчисления до конца года уплате работодателем не подлежат. Это дополнительная помощь к имеющемуся пакету антикризисных мер Правительства, что будет способствовать дальнейшей поддержке МСБ в наше трудное время.



Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 15.09.2020





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!