Секретариат Национального Контактного Центра Казахстана принял участие в онлайн-встрече Национальных контактных центров в рамках инициативы ОЭСР по ответственному ведению бизнеса

20.06.2025

18 - 19 июня 2025 года представители Института экономических исследований, входящие в состав Секретариата Национального контактного центра (далее - НКЦ) Казахстана, приняли участие в глобальной виртуальной встрече НКЦ, организованной Секретариатом ОЭСР по вопросам ответственного ведения бизнеса (далее - ОВБ). Мероприятие состоялось при участии председателя Рабочей группы по ответственному ведению бизнеса (далее - РГ ОВБ) К. Кауфман, представителей РГ ОВБ и НКЦ стран – участниц.

В ходе встречи обсуждался ряд актуальных вопросов, связанных с эффективной реализацией Руководящих принципов ОЭСР для многонациональных предприятий, а также с укреплением роли НКЦ в продвижении стандартов ОВБ.

Одним из ключевых вопросов стало стимулирование компаний к взаимодействию с НКЦ. Согласно последнему ежегодному отчёту о деятельности НКЦ, в 2024 году причиной отсутствия соглашения в 56% рассмотренных конкретных случаев стал отказ компании от участия в процессе. В этой связи Секретариатом был представлен проект аналитического отчёта, раскрывающий аргументы по вовлечению бизнеса в деятельность НКЦ, а также тезисы для коммуникаций с компаниями. Участники встречи обсудили подходы к взаимодействию с деловым сообществом и поделились опытом преодоления барьеров вовлеченности.

В ходе встречи первого дня НКЦ Франции, Великобритании, Германии и Австралии поделились примерами успешной практики диалога с компаниями и вызовами, с которыми они сталкиваются. В этой связи экспертное сообщество НКЦ Казахстана представили элементы национального плана продвижения, направленного на повышение вовлеченности бизнеса. В частности, в качестве ключевых инструментов были обозначены информационная кампания, проведение обучающих мероприятий, предоставление консультационной поддержки и развитие партнерств с университетами, гражданским обществом и бизнес-ассоциациями. Отдельный акцент был сделан на региональном компоненте - Казахстан готов делиться опытом, накопленным в рамках взаимодействия с компаниями, и содействовать формированию устойчивых практик в странах Центральной Азии.

Отдельная сессия была посвящена выработке модели условий медиации, которая может использоваться в рамках услуг НКЦ по мирному урегулированию споров. Учитывая, что согласование параметров медиации часто становится препятствием для сторон, Секретариат представил возможные опции по разработке добровольных типовых условий. Представители НКЦ обменялись практическими подходами к урегулированию подобных ситуаций, в том числе с учетом национальных особенностей. Инициативные предложения в этой части также поступили от НКЦ Германии и Австралии.

Третьим значимым направлением стало управление параллельными процессами в рамках конкретных случаев. Было отмечено, что в 46% завершенных за последние пять лет случаев предмет жалобы также рассматривался в других юридических или административных юрисдикциях. Несмотря на то, что параллельные процессы не исключают рассмотрение обращения НКЦ, они могут существенно затруднять процедуру, включая затягивание сроков и снижение вовлеченности сторон. Секретариат представил обновлённый проект Руководства для НКЦ по управлению параллельными процедурами, с учётом изменений, внесённых в Руководящие принципы в 2023 году.

В завершении первого дня встречи участники поделились своими подходами к согласованию процессов в условиях параллельных процедур и отметили значение выработки единых практик и последовательности действий между различными институтами и механизмами разрешения споров.

Программа второго дня была посвящена вопросам функциональной эквивалентности в распределении конкретных случаев между НКЦ, нормативным изменениям, влияющим на роль центров, а также началу реализации нового Плана действий по укреплению сети НКЦ на 2025–2028 годы (далее - План).

В начале встречи Секретариат презентовал обзор последних данных, согласно которым 95% всех обращений по конкретным случаям обрабатываются лишь пятью НКЦ. При этом в случае порядка 35% НКЦ не был зафиксирован не единый случай за последние пять лет, а треть НКЦ сталкивается со стабильной нехваткой кэйсов. В числе причин такой диспропорции были названы недостаточная узнаваемость отдельных НКЦ, ограниченность кадровых и финансовых ресурсов, а также практика передачи кейсов в те страны, где зарегистрированы штаб-квартиры компаний. Обсуждались возможные пути достижения более справедливого распределения нагрузки, включая повышение видимости НКЦ, усиление механизмов координации и развития компетенций на институциональном уровне. Представители Великобритании, Израиля, Франции и Японии подчеркнули необходимость укрепления потенциала НКЦ и наращивания взаимодействия внутри сети.

В продолжении, в рамках сессии по нормативным изменениям, участники обсудили влияние новых законодательных инициатив, включая Директиву ЕС по устойчивому корпоративному управлению (CSDDD), на мандат НКЦ. Италия отметила важность чёткого понимания процедур реализации, Дания поделилась опытом подготовки рекомендаций для правительства, а Чехия рассказала об успешном опыте обмена знаниями с коллегами из Германии и Швейцарии. Секретариат предоставил обновлённую информацию о своей аналитической работе в этой области. Представители OECD Watch призвали НКЦ активнее вовлекаться в национальные процессы по разработке законодательства, а также формировать аргументированные предложения для государственных структур.

Завершающая часть дня была посвящена началу реализации нового Плана. Документ, утверждённый в ноябре 2024 года РГ ОВБ, определяет три стратегические цели: консолидацию сети, обеспечение соответствия Руководящим принципам ОЭСР и устранение пробелов в функционировании отдельных центров.

Одним из первых шагов стала презентация предложения по запуску программы наставничества (менторства), в рамках которой более опытные НКЦ смогут оказывать добровольную поддержку менее опытным коллегам. Программа получила положительную оценку от Японии, Великобритании, Израиля и Италии. Отмечалась необходимость секторального обучения, к примеру по экологическим вопросам, а также выстраивания чёткой организационной структуры. Были представлены этапы реализации инициативы, включая разработку заявочной формы, согласование пар наставник-наставляемый и годовую оценку результатов с возможностью продления программы.

Также обсуждался подход к планированию мероприятий в рамках реализации Плана. В отличие от предыдущих версий, нынешний План действий не содержит фиксированного перечня активностей, предполагая регулярные консультации с НКЦ и гибкость в реагировании на новые приоритеты. Канада предложила провести опрос среди центров, чтобы собрать предложения, а Польша выступила с инициативой создания общей цифровой платформы для обмена ресурсами и материалами.

Отдельное внимание было уделено вопросам устойчивого финансирования мероприятий Плана. Секретариат призвал центры рассмотреть возможности привлечения добровольных взносов и иных форм поддержки на национальном уровне, чтобы обеспечить полноту реализации поставленных задач.

Секретариат НКЦ Казахстана продолжит активное участие в деятельности Сети НКЦ ОЭСР, делиться накопленным опытом и вносить вклад в разработку инструментов и решений, направленных на развитие институтов ответственного ведения бизнеса. Следующая встреча сети НКЦ запланирована на октябрь 2025 года.



Просмотров: 9
Сохранено: 21.06.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!