Отчет ОЭСР

04.12.2020

Финансирование борьбы с изменением климата, предоставленное и привлеченное развитыми странами в 2013-2018 годах .

В отчете ОЭСР представлена информация о годовых объемах климатического финансирования за 2013-2018 годы, предоставленного и привлеченного развитыми странами для развивающихся стран в контексте процессов Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее - РКИК ООН).

Данный отчет является третьей оценкой ОЭСР прогресса в достижении цели РКИК ООН по привлечению 100 млрд. долл. США в год к 2020 году, направленного на помощь развивающимся странам по преодолению последствий изменения климата и адаптации к нему.


Анализ основан на четырех отдельных компонентах:
  • двустороннее государственное финансирование борьбы с изменением климата развитыми странами;многостороннее государственное финансирование борьбы с изменением климата, относящееся к развитым странам;
  • официально предоставленные развитыми странами экспортные кредиты, связанные с климатом;
  • частное финансирование, привлеченное двусторонним и многосторонним государственным финансированием в области климата.
Таким образом, представленные в отчете данные не охватывают полную стоимость финансирования действий по борьбе с изменением климата в развивающихся странах. В частности, они исключают внутреннее и государственное климатическое финансирование по линии «Юг-Юг», многостороннее климатическое финансирование, приходящееся на долю развивающихся стран, а также частное финансирование.

Совокупные тенденции

Климатическое финансирование, предоставленное и привлеченное развитыми странами для развивающихся стран, составило 78,9 млрд. долл. США в 2018 году, что на 11% больше, чем 71,2 млрд. долл. США в 2017 году.

За период 2016-2018 годов климатическое финансирование выросло на 22%, в период с 2016 по 2017 год (с 58,6 млрд. долл. США до 71,2 млрд.  долл. США) и на 11% в период с 2017 по 2018 год.

Диаграмма 1. Климатическое финансирование за 2013-2018гг.



В отчете указано, что государственное климатическое финансирование из развитых стран достигло 62,2 млрд. долл. США в 2018 году. На двустороннее государственное климатическое финансирование приходилось 32,7 млрд. долл. США, что на 21% больше, чем в 2017 году, а многостороннее государственное климатическое финансирование, отнесенное к развитым странам, составило 29,6 млрд. долл. США, больше на 8% по сравнению с 2017 годом. Уровень привлечения частного климатического финансирования практически не изменился, составив 14,6 млрд. долл. США в 2018 году после 14,5 млрд. долл. США в 2017 году.

Экспортные кредиты, связанные с изменением климата, оставались небольшими и составляли 2,1 млрд. долл. США, что составляет менее 3% от общего климатического финансирования.

В отчете показано, что из общей суммы финансирования борьбы с изменением климата в 2018 году 70% было направлено на деятельность по смягчению последствий изменения климата, 21% - на адаптацию, а оставшаяся часть - на комплексные мероприятия. Более половины всего финансирования климата направлено на экономическую инфраструктуру - в основном энергетику и транспорт - при этом большая часть оставшейся части идет на сельское хозяйство и социальную инфраструктуру, особенно на водоснабжение и санитарию.

Секторальное распределение

Энергетический сектор, а также сектор транспорта и хранения, были целевыми секторами в контексте общего финансирования борьбы с изменением климата, предоставленного и привлеченного развитыми странами в 2016-2018 годах.

При среднегодовом уровне 23,8 млрд. долл. США, климатическое финансирование на энергетику составило 34% от среднего трехлетнего показателя.
  • энергетика - 23,8 млрд. долл,  34%
  • транспорт и хранение - 9,7 млрд. долл. США, 14%
  • сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство - 6 млрд. долл. США, 9%, водоснабжение и канализация - 2 млрд. долл. США, 7%
  • банковские и деловые услуги - 3,4 млрд. долл. США, 5%
Климатическое финансирование для других секторов, составило в среднем 13,4 млрд. долл. США (19%) в год в течение трехлетнего периода, в основном включая общую охрану окружающей среды, здравоохранение, образование, другую социальную инфраструктуру и многоотраслевой сектор. Для оставшихся 11% (7,9 млрд. долл. США) от среднего трехлетнего показателя сектор бенефициаров не был указан.

В разбивке по климатическому финансированию в различных секторах по климатической направленности, финансирование смягчения последствий явно доминирует в секторах энергетики (96%).
  • энергетика (96%)
  • транспорт и хранение (88%)
  • горнодобывающая промышленность и строительств (82%)
  • банковские и деловые услуги (79%).
Напротив, финансирование адаптации составляет наибольшую долю в водоснабжении и санитарии (63%).
  • водоснабжение и санитария (63%)
  • сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство (52%)
  • социальная инфраструктура (44%)
  • общая охрана окружающей среды (39%)
  • сельское хозяйство
  • лесное хозяйство и рыболовство (20%)
  • прочее (17%).
На энергетический сектор приходилось 34% от общего объема климатического финансирования, предоставленного развитыми странами в 2016-2018 годах, что является самой высокой долей среди всех секторов. В среднем это составляет 23,8 млрд. долл. США в год, из которых:
  • 12,5 млрд. долл. США (53%) составляют целевые проекты по производству энергии из возобновляемых источников, в частности, солнечной, ветровой и гидроэнергетики;
  • 1,2 млрд. долл. США (5%) на целевое производство энергии из выбранных невозобновляемых источников, в основном включая электростанции, работающие на природном газе, гибридные электростанции и электростанции, работающие на отходах. Финансирование, связанное с углем, полностью исключено из этих данных;
  • 2,2 млрд. долл. США (9%) было направлено на распределение энергии (электроэнергия и газ);
  • 7,8 млрд. долл. США (33%) связаны с энергетической политикой, эффективностью или неуказанными видами деятельности в энергетическом секторе (именуемыми «энергетикой в целом»).
Из 23,8 млрд. долл. США в год в среднем 61% приходилось на государственное климатическое финансирование, в основном в форме займов (84% предоставленных государственных финансов) и в меньшей степени грантов (13%) и акционерного капитала.

2% - инвестиции
33% - привлечено из частного сектора
6%  - связаны с официально поддерживаемыми экспортными кредитами.

В целом, 96% финансирования климата, связанного с энергетикой, было направлено на смягчение последствий изменения климата.

Азия получила наибольшую долю (46%) финансирования климата, связанного с энергетикой. В основном это связано с крупными суммами, выделяемыми в Южную и Восточную Азию. На Африку и Америку приходилось примерно четверть выделенных средств (26% и 22% соответственно).

Географическое распределеним регионов-бенефициаров климатического финансирования, предоставленного и мобилизованного развитыми странами в 2016-2018 гг.
  • Азия - 30,млрд. долл. США (43%) в год
  • Африка - 17,3 млрд. долл. США, (25%) в год
  • США - 12 млрд. долл. США, (17%) в год
  • Европа, не входящая в ЕС / ЕЭЗ - 2,4 млрд. долл. США (4%) в год
  • Океания - 0,5 млрд. долл. США (1%) в год
Страны со средним уровнем дохода были основными получателями климатического финансирования в 2016-2018гг.

В то время как двустороннее государственное финансирование климата в основном ориентировано на страны с уровнем дохода ниже среднего, многостороннее государственное финансирование климата и привлеченное частное финансирование более равномерно распределяются между странами с уровнем дохода ниже среднего и странами с уровнем дохода выше среднего.

Привлечение частного финансирования для борьбы с изменением климата

ОЭСР разработала международный стандарт для измерения сумм, привлеченных из частного сектора, в том числе для борьбы с изменением климата. Работа велась в течение нескольких лет и последовательных раундов исследований, консультаций с заинтересованными сторонами, опросов, методологических разработок и внедрения.

Общий объем привлеченного частного финансирования, отнесенного к развитым странам (включая климатическое и не климатическое финансирование), оставался стабильным в 2016 году (32,4 млрд. долл. США) и 2017 году (33,1 млрд. долл. США) и значительно увеличился, достигнув42,6 млрд. долл. США в 2018 году (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.увеличение на 29%).

Собираемые ОЭСР данные позволяют различать механизмы для привлечения частного финансирования. Таким образом, в отчете проводится различие между гарантиями, синдицированными займами, акциями в механизмах коллективного инвестирования (CIV), прямыми инвестициями в компании или механизмами специального назначения (SPV), кредитными линиями и простыми механизмами софинансирования.

В течение 2016-2018гг. большая часть частного климатического финансирования была привлечена за счет прямых инвестиций в компании или SPV.
  • SPV 43%
  • гарантий 23%
  • синдицированных кредитов 14%
  • гарантии с 2016 по 2018 год  15%- 31%
  • синдицированные займы 7%-19%
Напротив, доля частного климатического финансирования, привлеченного за счет прямых инвестиций в компании или механизмами специального назначения SPV, упала с 54% в 2016 году до 33% в 2018 году. Кроме того, доля частного климатического финансирования, привлеченного через акции в CIV, и софинансирование осталась относительно скромной за трехлетний период (4% и 6% соответственно). Кредитные линии, которые составляли 13% как в 2016, так и в 2017 году, значительно сократились в 2018 году, составив всего 6%.

Более 93% частного финансирования борьбы с изменением климата, привлеченного развитыми странами в 2016–2018 годах,  направлено  на смягчение последствий. На адаптацию и межсекторальное финансирование приходилось от 3% до 4%. Соответствующие относительные доли смягчения последствий, адаптации и межосекторальногофинансирования были почти идентичными  каждые три года.

Частные благотворительные фонды представляют собой новый источник финансирования деятельности по борьбе с изменением климата в развивающихся странах. Поскольку эти организации финансируются из частных источников (например, пожертвования состоятельных частных лиц и компаний, доходы от инвестиций, роялти или лотереи), предоставляемое ими климатическое финансирование не учитывается в объемах государственного климатического финансирования в этом отчете. Поскольку финансовая деятельность таких фондов обычно не связана с государственными мерами по финансированию климата, они также вряд ли будут включены в компонент привлеченного частного финансирования.

Представленная здесь информация дает представление о распределении финансовых средств, связанных с климатом, от благотворительных фондов со штаб-квартирами в развитых странах на основе новой статистики Комитета содействия развитию ОЭСР в отношении частной благотворительности в целях развития. В 2018 году тридцать три крупнейших фонда, действующих в развивающихся странах, предоставили 0,6 млрд. долл. США финансирования, связанного с изменением климата (8% от обязательств фондов, связанных с развитием, которые составили 6,9 млрд. долл. США). Данные, доступные с 2017 года и собранные на основе методологии рио-де-жанейрских маркеров показывают, что в 2017-2018 годах фонды уделяли больше внимания смягчению последствий (53%), чем адаптации (13%), а  доля межосекторальных мероприятий, направленных на достижение обеих целей составила 34%.

Эти средства в основном связаны с грантами, поддерживающими проекты и программы, реализуемые НПО, исследовательскими институтами и через другие каналы (46%), а также общей поддержкой организаций гражданского общества, работающих в области климата (46%). На техническую помощь и наращивание потенциала приходилось примерно 2% среднегодовых инвестиций, а на программные инвестиции - менее 1%. Что касается секторов, то поддержка фондами деятельности по борьбе с изменением климата была сосредоточена в первую очередь на чистой энергии и устойчивом сельском хозяйстве, а также на более широкой экологической политике, включая управление климатом.




Просмотров: 2402
Сохранено: 19.01.2021






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!