Обзор ОЭСР

03.03.2021

За самым резким падением ВВП Германии последовало быстрое восстановление, в первую очередь в сфере услуг, а затем в обрабатывающей промышленности. После пика, в апреле 2020 года, розничный товарооборот уже в мае 2020 года превысил докризисный уровень. Несмотря на существенное сокращение инвестиций в бизнес, продолжалась строительная деятельность, государственные инвестиции увеличивались.

Однако, вскоре  восстановление замедлилось.

Экспорт стал ключевым фактором снижения темпа роста экономики, поскольку серьезно пострадали основные торговые партнеры, при этом стоимость объема экспорта снизилась на одну треть в период с февраля по апрель 2020 года. Несмотря на значительное восстановление, после мая 2020 года, в сентябре 2020 года экспорт оставался на уровне ниже на 10%, чем годом ранее, а экспорт основных средств производства, таких как автомобилестроение, все еще был примерно на 15% ниже докризисного уровня. Заказы на экспорт в обрабатывающей промышленности продолжали резко расти в сентябре 2020 года, даже несмотря на то, что повторная волна вируса в Европе привела к снижению индивидуально мобильности, потребительского доверия и деловой уверенности в сфере услуг. Уровень безработицы увеличился на 1,4% за первые шесть месяцев 2020 года, а затем стабилизировался, при этом рост сдерживался повсеместным переходом на поддерживаемую государством краткосрочную работу.

 

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Германия

Текущие цены, млрд. евро

 

Процентные изменения, объем

(цены 2015 г.)

     ВВП по рыночным ценам

3 263.3

1.3

0.6

-5.5

2.8

3.3

Частное потребление

1 705.5

1.5

1.6

-6.2

3.2

4.0

Государственное потребление

648.2

1.2

2.7

4.2

1.6

0.9

Валовое накопление основного капитала

667.5

3.6

2.6

-4.3

2.0

3.9

Окончательный внутренний спрос

3 021.2

1.9

2.1

-3.5

2.6

3.3

Накопление запасов1

13.1

-0.1

-0.7

-1.0

-0.5

0.0

Экспорт товаров и услуг

1 541.6

2.5

1.0

-11.1

4.5

4.5

Импорт товаров и услуг

1 312.5

3.8

2.6

-9.6

3.0

4.7

Чистый экспорт1

229.1

-0.4

-0.6

-1.2

0.8

0.2

Пункты меморандума

 

ВВП без корректировки рабочего дня

3260.0

1.3

0.6

-5.2

2.8

3.2

Дефлятор ВВП

-

1.7

2.2

1.4

0.8

1.2

Гармонизированный индекс потребительских цен

-

1.9

1.4

0.4

1.1

1.3

Гармонизированный индекс базовой инфляции2

-

1.3

1.3

0.7

1.1

1.3

Уровень безработицы (% от рабочей силы)

-

3.4

3.1

4.2

4.8

4.3

Коэффициент сбережений домохозяйств, нетто (% от располагаемого дохода)

-

10.9

 

10.9

 

16.6

 

15.2

 

12.7

 

Финансовый баланс органов государственного управления (% ВВП)

-

1.8

 

1.5

-6.3

 

-4.4

 

-1.8

 

Валовой долг органов государственного управления (% ВВП)

-

69.5

 

68.1

 

82.5

 

84.7

 

84.3

 

Государственный долг, определение Маастрихта (% ВВП)

-

61.7

 

59.5

 

73.9

 

76.2

 

75.8

 

Сальдо текущего счета (% ВВП)

-

7.5

7.2

7.0

7.2

7.1

1. Вклады в изменение реального ВВП, фактическая сумма в первом столбце

2. Гармонизированный индекс потребительских цен без учета продуктов питания, энергии, алкоголя и табака.

Источник: база данных OECD Economic Outlook 108.


Меры по оказанию фискальной поддержки будут постепенно прекращаться в 2021 и 2022 годах.

Фискальная консолидация на начальном этапе будет вызвана прекращением действий исключительных мер поддержки в 2021 году, таких как временное снижение НДС и создание фонда для оказания помощи нуждающимся, что в некоторой степени компенсируется увеличением государственных инвестиций и сокращением надбавки по налогу на доходы физических лиц.

Проект бюджета федерального правительства на 2021 год включает 96,2 млрд. евро (2,8% ВВП) в виде чистых заимствований. Повторное введение «долгового тормоза» в 2022 году повлечет за собой дальнейшую консолидацию.

Продление расширенной краткосрочной занятости до конца 2021 года окажет необходимую поддержку слабому рынку труда, но также затруднит перераспределение рабочих мест. Все большее значение будут приобретать помощь в трудоустройстве и обучении тех, кто работает непродолжительное время или безработных. Существуют и другие возможности для целенаправленных фискальных мер по поддержке спроса при одновременном содействии инклюзивному росту, такие как снижение налоговых ставок для лиц с низкими доходами и усиление налоговых стимулов для исследований и разработок.

Меры в пакете восстановления, направленные на увеличение инвестиций в инфраструктуру, должным образом нацелены на ключевые проблемы, стоящие перед немецкой экономикой (цифровая трансформация и энергетический переход), но должны быть дополнены дальнейшими шагами по устранению проблем в доставке за счет увеличения финансирования муниципалитетов, укрепления местного потенциала планирования и оптимизации процессов планирования.

С полным обзором ОЭСР можно ознакомиться здесь.



Просмотров: 2542
Сохранено: 03.03.2021






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!