Будущее науки
12.05.2021
Какое будущее у науки, технологий и инноваций после COVID-19? Директорат ОЭСР по науке, технологиям и инновациям (НТИ) разрабатывает политические рекомендации по вкладу технологий и промышленности в экономический рост. Документы по политике в области НТИ охватывают широкий круг тем, включая промышленность и глобализацию, инновации и предпринимательство, научные исследования, разработки и новые технологии. Возможные долгосрочные последствия кризиса COVID-19 для НТИ. Анализ прошлых кризисов, в частности глобального финансового кризиса 2008–2009 годов, указывает на потенциальные предстоящие проблемы в отношении финансирования НТИ. Государственное финансирование НТИ может измениться в ближайшие годы из-за высокого уровня государственного долга, а также снижения спроса и доходов. В целом, сокращение финансирования университетов и исследовательских институтов будет иметь долгосрочные последствия, если вызовет утечку исследователей из стран, наиболее сокративших финансирование. Данные финансового кризиса 2008–2009 годов показывают, что после кризиса вернуться к докризисному уровню бизнес-НИОКР и инноваций было непросто. В некоторых странах, таких как Канада, Япония и Испания, потребовалось несколько лет, чтобы вернуться к докризисному уровню инвестиций в НИОКР, в то время как в других уровень инвестиций оставался довольно стабильным (например, Австралия, Германия, Франция, Великобритания) или значительно увеличился (например, Китайская Народная Республика, Эстония, Венгрия, Ирландия, Корея). В отличие от предыдущих кризисов возникший спрос на ряд медицинских и цифровых инструментов и услуг с начала пандемии показывает на неравномерную динамику по секторам. В результате пандемии COVID-19 спрос на цифровые инструменты может возрасти, что может вызвать новую волну технического прогресса в этой области. Необходимость быстрого поиска решений чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, вызвала всплеск беспрецедентного количества инициатив в области открытой науки. Ключевая задача - сделать данные достаточно легко обнаруживаемыми, доступными, функционально совместимыми и повторно используемыми (FAIR). Доступ другим странам затруднен вследствие системы защиты данных в странах ОЭСР, что создает необходимость в стандартах обмена данными. Финансовые трудности, проистекающие из кризиса, неблагоприятно сказываются на уязвимых слоях населения, а также семьях студентов из неблагополучных семей. Пандемия может усугубить неравенство в участии в экосистемах НТИ. Эти студенты могут не получить степень или получить более низкие оценки, и, следовательно, не смогут получить более высокий уровень образования и подготовки для участия в области НТИ. Рассматривая сценарий, при котором в 2020 и 2021 годах государственные инвестиции в образование снизятся на 25%, а родительский доход - на 5%, исследователи Федеральной резервной системы США подсчитали, что в 2045 году будет на 2,7% меньше работников с высшим образованием и на 3,8% больше работников без образования. Существующие данные свидетельствуют о том, что закрытие школ только на одну треть учебного года может снизить долгосрочный ВВП на 2,6% к 2100 году. Изменятся ли цели политики в области НТИ? Новый акцент может быть сделан на поддержке конкретных технологий и инноваций (например, тех, которые имеют решающее значение для производства «товаров первой необходимости» или для перехода к зеленой энергии и экологически чистому транспорту). Ключевым приоритетом политики является повышение квалификации, потенциала и базовой инфраструктуры, обеспечение того, чтобы у всех слоев общества были возможности для развития, чтобы вносить свой вклад в инновации и получать от них выгоду. Примером ускоренных изменений в контексте COVID-19 была необходимость внедрения цифровых технологий правительством, промышленностью, работниками и гражданами. Еще одним приоритетом политики является повышение гибкости государственного сектора для реагирования на будущие потрясения. Особое внимание может быть уделено анализу процессов распределения финансирования НИОКР в чрезвычайных ситуациях, чтобы гарантировать как качество, так и разнообразие подходов. Международное сотрудничество может ускорить реагирование на негативные события. Новые способы ведения политики в области НТИ. Для изучения широкого спектра воздействия пандемии использовались более детальные, поведенческие и своевременные данные. К примеру, данные пользователей платформы Google Android - показали, как меры блокировки повлияли на мобильность в разных странах. Показатели интересны тем, что они предоставляют информацию о фактическом поведении, поскольку они отслеживают движение на основе мобильных телефонов, а не (как в случае с опросом) заявлений людей относительно их мобильности. Кризис COVID-19 также привел к большему количеству экспериментов с быстрыми опросами компаний и граждан, используя возможности цифровых инструментов для сбора и анализа ответов. Импульсные опросы (или опросы быстрого реагирования) с уменьшенным количеством целевых вопросов стали более распространены как средство сбора моментальных снимков воздействия кризиса в режиме, близком к реальному времени. Например, Бюро переписи населения США запустило исследование зернобобовых культур для малого бизнеса для сбора еженедельной информации о проблемах, с которыми сталкиваются малые предприятия во время пандемии, с высоким уровнем географической и отраслевой детализации. Группа исследователей Стэнфордского университета и Университета Стони Брук применили широкомасштабный анализ лингвистических паттернов в Твиттере, чтобы отследить влияние мер социального дистанцирования на психическое здоровье и эмоциональное благополучие. В Японии NTT Data и Citibeats используют алгоритмы искусственного интеллекта для анализа данных в реальном времени об опасениях, высказываемых гражданами в Твиттере по поводу пандемии COVID-19. Кроме того, использовались новые инструменты из науки о данных, информатики и машинного обучения. Например, исследователи Банка Англии используют машинное обучение для поиска новых источников данных (бронирование столиков в ресторанах, приложения для общественного транспорта, полеты, потребление электроэнергии, объявления о вакансиях), чтобы лучше понять взаимодействие между макроэкономикой и пандемией. Используя структуры агентного моделирования, они моделируют, как экономический выбор людей может изменить их риски контакта с вирусом. В Австрии Invenium предприятие Технологического университета Граца в партнерстве с A1 Telekom Austria Group разработали приложение для анализа движения на основе анонимных данных мобильного телефона, чтобы информировать о дорожных заторах. В контексте COVID-19 приложение применялось для оценки эффективности мер социального дистанцирования и ограничения мобильности, введенных правительством. Большие данные и цифровые средства могут позволить собирать более точные данные для мониторинга политически значимых факторов. Однако использование новых данных и инструментов требует значительных инвестиций. Это включает в себя инвестиции в инфраструктуру систем управления данными и информационных услуг. Она также должна быть технически и научно обоснованной, чтобы гарантировать ее легитимность. Гарантия конфиденциальности и безопасности данных также является важным аспектом. Необходимо проводить обучение государственных служащих тому, как использовать эти данные и инструменты. Создание такой инфраструктуры политики требует сотрудничества между правительством, исследовательскими институтами и промышленностью. Кроме того, необходимы эффективные государственно- частные партнерства с точки зрения использования возможностей частного сектора для оптимизации инструментов в политических целях и использования данных, собранных частным сектором. Это может включать в себя разработку четких, устойчивых бизнес-моделей, которые создают стимулы для частного сектора генерировать надежные данные и показатели (например, предлагая налоговые стимулы для обмена показателями), актуальных для государственного сектора. Важно понимать, что применение таких технологий в политических целях также требует укрепления доверия и признания их обществом. Решения, принимаемые с помощью инструментов искусственного интеллекта, должны быть понятны и прозрачны для граждан. Такие инструменты не должны заменять, а поддерживать процесс принятия решений, основанный на фактах, и должны постоянно контролироваться, чтобы гарантировать, что они не создают рисков для конфиденциальности и безопасности данных. Вывод Продолжительность пандемии или ее более долгосрочные последствия для моделей потребления и предпочтений людей остаются весьма неопределенными, системы НТИ будущего в значительной степени будут определяться политическим выбором, который будет сделан сегодня и в ближайшие месяцы. В этом контексте разработка политики в области НТИ должна основываться на комплексном видении сложности происходящих событий и взаимосвязанных последствий.
Просмотров: 1879 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|