Доступ к рабочим местам после COVID-19

14.05.2021

Расширение масштабов политики, обеспечивающей доступ к рабочим местам в период восстановления после COVID-19

В аналитическом обзоре ОЭСР рассматривает действия правительств, которые скорректировали работу государственных (или частных финансируемых государством) служб занятости (ГСЗ), чтобы справиться с пандемией и подготовиться к восстановлению. 

Обзор основан на ответах 46 стран и регионов на опросник ОЭСР / Европейской комиссии (ЕК) «Меры активной политики на рынке труда для смягчения роста (долгосрочной) безработицы» в конце 2020 года. Отчет рассматривает возможности формулирования политики для обеспечения быстрой реинтеграции уволенных работников на рынок труда с навыками, необходимыми в инклюзивном и динамичном постпандемическом обществе.

Активная политика на рынке труда (АПРТ), которая обеспечивает доступ к рабочим местам, поможет обеспечить устойчивое восстановление после кризиса COVID-19. Уже в 2020 году многие правительства быстро отреагировали на кризис, увеличив финансирование ГСЗ, программ обучения и мер по увеличению спроса на рабочую силу. Это позволило ГСЗ нанять дополнительный персонал и обеспечить удаленный доступ для непрерывного обслуживания.

Однако в 2021 году и в ближайшие годы потребуются дополнительные ресурсы для обеспечения того, чтобы высококачественные услуги и программы трудоустройства могли быть эффективными в содействии быстрой реинтеграции на рынок труда. Это актуально особенно для уязвимых групп населения. 

Цель:
В рамках процесса восстановления после пандемии COVID-19 правительствам необходимо будет сместить акцент с кратковременной поддержки доходов и занятости на содействие возвращению к работе большого числа безработных в контексте фундаментальных структурных изменений спроса на товары и труд. Достижение этой цели потребует хорошо продуманной активной политики на рынке труда (АПРТ), чтобы предвидеть изменяющиеся потребности рынка труда; способствовать перераспределению перемещенных рабочих; способствовать развитию подходящих навыков; и поддержать наиболее уязвимые группы посредством адресной поддержки.

Финансирование АПРТ
Увеличение эффективных расходов на АПРТ может помочь снизить уровень безработицы и предотвратить рост долгосрочной безработицы. Многие страны быстро отреагировали на текущий спад, внося коррективы в свои АПРТ. Хотя некоторые из этих корректировок не потребовали дополнительного финансирования (за счет перераспределения персонала), большинство стран увеличили финансирование АПРТ в течение 2020 года и планируют дальнейшие изменения в 2021 году как в области услуг на рынке труда, так и в области активных мер на рынке труда.

Активная политика на рынке труда (АПРТ):
1. Услуги на рынке труда. Государственное (или частное с участием государственного) предоставление услуг по трудоустройству и администрирование льгот:
  • консультирование;
  • финансирование расходов на поиск работы;
  • брокерские услуги и сопутствующие услуги для работодателей
  • управление льготами (льготы по безработице, схемы сохранения рабочих мест, компенсационные выплаты).
2. Активные меры на рынке труда ориентированы на безработных или занятых, которые подвержены риску потери работы:
  • обучение;
  • стимулы для трудоустройства;
  • защищенная и поддерживаемая занятость и реабилитация;
  • прямое создание рабочих мест;
  • стимулы для стартапов

Во многих странах ресурсы использовались для найма дополнительных сотрудников ГСЗ. В Австралии дополнительное финансирование использовано для расширения цифровых услуг для соискателей работы. Канада более чем вдвое увеличила финансирование по сравнению с 2018/19 финансовым годом. Венгрия увеличила расходы на активные меры на рынке труда на 21% по сравнению с 2018 годом, Португалия – на 30% по сравнению с 2018 годом, а Швейцария оценила рост примерно в 20%. 

В 2021 году половина стран-респондентов планируют увеличить финансирование как услуг на рынке труда, так и активных мер на рынке труда по сравнению с 2020 годом. Венгрия, Польша и Словацкая Республика ожидают, что в 2021 году расходы вернутся на прежний уровень.

Мексика сообщила о сокращении бюджета в 2020 году на активные услуги на рынке труда и перенаправлении расходов на решение приоритетных задач и преодоление кризиса в области здравоохранения, вызванного COVID 19. В Испании в 2020 году сократились расходы на другие меры, чтобы покрыть возросшие расходы на пособия по безработице.

В Дании, Нидерландах и Швейцарии бюджет на меры в сфере трудоустройства автоматически увеличивается по мере роста безработицы.

Более половины всех ГСЗ наняли дополнительный персонал в 2020 году. Перераспределения персонала часто было недостаточно для обеспечения непрерывности обслуживания, и поэтому 54% респондентов наняли дополнительных сотрудников в течение 2020 года для обработки большего количества заявлений на пособие по безработице, предоставления консультационных услуг.  Новые должности в ГСЗ создавались на срочной основе, также переводился персонал из других государственных учреждений.

Государственным службам занятости, вероятно, потребуется дополнительный персонал в 2021 году.  Например, ГСЗ во Франции, и Соединенном Королевстве, Люксембурге планируют нанять дополнительный персонал для работы с программами трудоустройства для молодежи. Турецкая ГСЗ планирует нанять дополнительных разработчиков программного обеспечения и ИТ-специалистов для расширения онлайн-сервисов. 

Краткосрочные меры
Около 90% стран выделили изменения в операционных моделях ГСЗ как наиболее важный элемент своих краткосрочных мер реагирования на кризис COVID-19. В частности, ключевые изменения включали: 
  1. цифровизация, расширение удаленных каналов, автоматизация процессов для клиентов и бэк-офиса;
  2. упрощение процессов для клиентов и персонала; 
  3. адаптация в соответствии с рекомендациями здравоохранения; 
  4. внедрение новых инструментов для повышения качества и своевременности статистической и управленческой информации; 
  5. адаптация коммуникации персонала и клиентов; 
  6. перераспределение персонала, увеличение численности персонала и обучение персонала для увеличения потенциала ГСЗ. 
Около одной трети стран внесли более существенные изменения в структуру АПРТ уже в своих краткосрочных стратегиях в 2020 году.

Рост цифровизации услуг помог ГСЗ смягчить воздействие несколькими способами:
  • Механизмы удаленной работы для сотрудников обеспечивали непрерывность обслуживания.
  • Дистанционные каналы для предоставления АПРТ позволили продолжить консультирование, профориентацию, подбор вакансий и обучение через онлайн-каналы.
  • Удаленные приложения для получения пособий и регистрация соискателей (пользовательские интерфейсы, позволяющие соискателям отправлять или выгружать свои данные в ИТ-системы) защищали клиентов, ограничивая риск социального воздействия и способствуя скорой обработке.

Прогресс, достигнутый в расширении удаленного и цифрового доступа с помощью ГСЗ менее чем за год, почти превосходит весь объем цифрового доступа, который был создан до пандемии. Важным элементом цифровых стратегий будет внедрение использования электронных услуг в качестве режима по умолчанию для таких транзакций, как регистрация и администрирование льгот. Важно, чтобы клиенты без цифровых навыков продолжали получать соответствующую поддержку, включая базовое ИТ-обучение.

ГСЗ расширили удаленный доступ к услугам во время пандемии: групповые сессии, прием заявлений согласно схемам сохранения рабочих мест, консультирование, ярмарки вакансий, помощь в поиске работы, регистрация в ГСЗ, заявления на пособия по безработице.

Среднесрочные и долгосрочные стратегии
Все страны, которые приняли долгосрочную стратегию к октябрю 2020 года, определили разработку АПРТ и адресность в качестве ключевых компонентов своих планов на 2021 год и далее. 
Например, Брюссель (Бельгия) стремится уделять больше внимания наиболее уязвимым группам, которые больше пострадали от кризиса COVID 19, и применять отраслевой подход к работодателям для лучшего удовлетворения отраслевых потребностей. Валлония (Бельгия) намерена и дальше уделять приоритетное внимание индивидуализированному подходу к соискателям работы, особенно к тем, кто был недавно уволен, в своей новой модели «мгновенной поддержки», обращая больше внимания на коучинг и быстрый поиск решений. 
Греция уделяет особое внимание поддержке соискателей работы из секторов, которые больше всего пострадали от текущего кризиса, таких как туризм и культура. Словения расширяет сотрудничество с поставщиками социальных услуг для содействия трудоустройству малообеспеченных лиц (включая поддержку с помощью собеседований). Колумбия планирует решить проблемы интеграции на рынок труда уязвимых групп, таких как женщины, молодежь, пожилые работники, лица, ищущие работу из секторов, которые пострадали больше из-за COVID-19, а также людей, работающих неформально. 

Большинство систем АПРТ не были готовы к кризису COVID 19   
Из всех стран ОЭСР и ЕС только в Израиле и Швейцарии до вспышки COVID 19 существовали программы преодоления потенциального кризиса на рынке труда, которые оказались полезными в начале 2020 года. 

Более половины опрошенных стран выделяют сотрудничество как один из основных факторов ответных мер на последствия пандемии. 

Создание автономной ГСЗ национального уровня с надзорным органом и участием социальных партнеров рассматривается некоторыми странами как инструмент для принятия быстрых ответных мер политики. В их число входят Австрия, Хорватия, Эстония, Франция, Германия и Исландия. В странах, где большая часть услуг по трудоустройству передается на аутсорсинг, зрелые и доверительные отношения между министерством и поставщиками услуг сыграли ключевую роль в адаптации к новой ситуации (Австралия и Соединенное Королевство).

Швеции внесла поправки в бюджет АПРТ в ответ на COVID-19 быстрее, чем другие страны, поскольку согласно нормам государства, рост длительной безработицы автоматически увеличивает средства, доступные как для пособий, так и для АПРТ. В Дании и Нидерландах также есть автоматические механизмы финансирования ГСЗ. Во Фландрии (Бельгия) большинство АПРТ используют открытый бюджет: дополнительные средства автоматически предоставляются, когда спрос превышает ожидания. Около половины стран увеличили численность персонала ГСЗ в 2020 году в ответ на кризис, а две трети стран произвели перераспределение персонала. 

Рекомендации:
  • Активная политика на рынке труда (АПРТ) играет ключевую роль в поддержке быстрого возвращения к работе уволенных работников по мере улучшения ситуации со здоровьем и нормализации экономических условий;
  • ГСЗ, которые уже предлагали комплексные электронные услуги для клиентов до пандемии, имели хорошие возможности для обслуживания клиентов без необходимости личного взаимодействия и сохранили свою способность предоставлять АПРТ. Дальнейшие усилия по упрощению и повышению эффективности процессов ГСЗ, в том числе за счет расширения цифровизации, будут по-прежнему важны в ближайшем будущем. Странам следует эффективно использовать значительные инвестиции, которые были направлены в эту область;
  • В будущем потребуются дополнительные инвестиции в ГСЗ и активные программы на рынке труда, чтобы обеспечить продолжение адекватной поддержки большего числа лиц, потерявших работу, и облегчить перераспределение рабочей силы из сокращающихся в растущие секторы. Это также позволит решить проблему усугубляющегося неравенства на рынке труда, поскольку в секторах, сильно пострадавших от пандемии, непропорционально используются определенные уязвимые группы, такие как женщины, молодежь и низкоквалифицированные рабочие;
  • В немногих странах есть механизмы автоматической финансовой корректировки АПРТ. Внедрение таких механизмов в будущем сделало бы их системы более восприимчивыми к изменениям потребностей рынка труда;
  • Преобразование увеличенного финансирования в эффективную реализацию АПРТ требует устранения структурных ограничений, включая корректировку правил АПРТ, адаптацию организационной структуры служб занятости и содействие сотрудничеству всех заинтересованных сторон;
  • В настоящее время страны переходят от краткосрочных мер реагирования на кризис, предполагающих, главным образом, изменения операционных моделей их государственных и частных служб занятости, к среднесрочным и долгосрочным стратегиям;
  • Передача услуг по трудоустройству внешним поставщикам может быть использована для дальнейшего расширения услуг.

Выводы
Правительствам необходимо проанализировать, как своевременно, но также эффективно расширять масштабы АПРТ. 
Ключевым элементом станут инвестиции в цифровую инфраструктуру служб занятости. Те ГСЗ, у которых были полнофункциональные цифровые инструменты до вспышки COVID-19, могли лучше обслуживать своих клиентов, беспрепятственно выплачивая поддержку доходов, оказывая поддержку соискателям удаленно. 
Многие страны ускорили цифровизацию служб занятости в течение 2020 и 2021 годов. Тем не менее между странами по-прежнему существуют большие различия, требующие дополнительных инвестиций в цифровой потенциал.  
Кроме того, странам может также потребоваться скорректировать свою корзину АПРТ, включая инвестиции в такие меры, как обучение или стимулы для стартапов. В будущем странам придется продолжать мониторинг и оценку воздействия своих АПРТ, чтобы обеспечить эффективное расходование ресурсов.



Просмотров: 1880
Сохранено: 18.05.2021






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!