Форум бизнес-школ
09.06.2021
9 июня 2021 года прошёл онлайн-форум бизнес школ «BusinessNEXT: новая роль бизнес-школ в экономике и обществе». Организатор мероприятия — АО «Институт экономических исследований» (ERI). Событие приурочено к празднованию 60-летнего юбилея со дня основания ERI 11 мая 1961 года.
Основная повестка Форума – перезагрузка образовательной модели подготовки лидеров бизнеса в условиях новой нормальности.
"Новая нормальность" (New normal) —один из популярных сегодня терминов, который обозначает стабилизировавшееся состояние после каких-либо радикальных перемен. Сегодня "новой нормальностью" определяют последствия пандемии COVID‑19 в разных аспектах жизнедеятельности человека, подразумевая, что то, что совсем недавно было ненормальным, становится обычным явлением.
Ключевые вопросы Форума:
Открывая форум, Председатель Правления Института экономических исследований Руслан Султанов подчеркнул, что институт экономических исследований внёс весомый вклад в развитие отечественной фундаментальной и прикладной экономики, обеспечивая экспертную поддержку становлению и развитию экономической системы Казахстана. «Одним из важных направлений нашей деятельности является содействие развитию качественного предпринимательства, которое представляет собой мощный двигатель экономического и социального развития общества. Нами проведено более 20 исследований в этой сфере, что позволило выработать эффективные рекомендации по его развитию», — отметил Руслан Султанов. По его словам, бизнес-школы играют особую экономическую роль в жизни общества, ведь от качества подготовки профессиональных управленческих кадров зависит конкурентоспособность предприятий и экономики в целом. Ключевым условием роста малого и среднего предпринимательства (МСП) в новых условиях станет перезагрузка образовательной модели подготовки лидеров бизнеса, где одна из ведущих ролей отведена бизнес-школам. Об изменениях в среде бизнеса и новой роли бизнес-школ в своём выступлении рассказал профессор Патрик Дюпарк, д.э.н., декан Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета.
Три фактора могут существенно изменить способ ведения бизнеса в современном мире, сказал профессор Дюпарк. Это цифровизация и большие данные; глобализация рынков и СМИ (включая глобальные цепочки поставок); появление более крупных торговых блоков (ЕАЭС, ЕС, АСЕАН, TPP, CPTPP и др.).
«Эти изменения определяют новую реальность, изменив структуру спроса и тем самым создав возможности для появления новых предприятий, и для другого формата работы старых предприятий, открывающих новые рынки», — сообщил Патрик Дюпарк.
По его словам, в среде VUCA (Изменчивый (Volatile), нестабильный (Uncertain), сложный (Complex), неоднозначный (Ambiguity) мир) лидерам необходима способность повести за собой организацию в условиях необходимости быстрой реакции на надвигающиеся изменения. Бизнес-школы должны научить лидеров реагировать на вызовы новой реальности, используя научный подход и аналитические техники. Важно и развитие soft skills: навыков лидерства и кризис-менеджмента; и современных цифровых компетенций.
Следующий спикер форума генеральный директор ведущей компании EdTech в Казахстане “BTS Education” и известный национальный эксперт в области образования Саясат Нурбек поделился способами формирования отраслевых профилей компетенций и надпрофессиональных навыков в корпоративном обучении.
Он рассказал о проектах «Атлас новых профессий и компетенций Казахстана» (далее – Атлас или АНП) и профориентационной платформы «EduNavigator», разрабатываемых BTS Education. В Атласе содержится анализ основных технологических трендов, которые будут критическим образом менять рынок труда по девяти приоритетным отраслям экономики: горно-металлургический комплекс, нефтегазовая отрасль, сельское хозяйство, транспорт и логистика, машиностроение, ИКТ, энергетика, туризм и строительство. В документе спрогнозированы изменения в профессиях на ближайшие 5-10 лет, а также определены 239 новых, 95 трансформирующихся и 129 исчезающих профессий. Появятся профессии, связанные с новыми технологиями, такие как оператор медицинских роботов, диспетчер беспилотной навигации. В трансформирующихся видах деятельности будет автоматизирована большая часть рутинной работы и сохранятся нерутинные и творческие задачи. По словам спикера, Атлас будет обновляться каждые три года. «На сегодняшний день на основе Атласа уже внедряется ряд нововведений в образовательные стандарты. Например, на базе Хромтауского горно-технического высшего колледжа началось обучение по новой профессии «Оператор беспилотных летательных аппаратов для горнодобывающей промышленности и добычи полезных ископаемых», — добавил Саясат Нурбек. Заместитель директора по науке ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан» Леонид Ельшин поделился с участниками форума данными оценки влияния блокчейн технологий на развитие отдельных секторов экономики и моделей управления (на примере Российской Федерации). «Blockchain изменит десятки областей по всему миру. Предпринимателям важно не упустить момент и своевременно подготовиться к новой реальности, иначе можно оказаться за бортом быстро меняющегося рынка», – сказал Леонид Ельшин. Отмечается, что для понимания последствий расширения данного рынка целесообразной и актуальной является выработка соответствующего методологического инструментария, который бы позволил предвидеть возможные последствия и риски. «Спрос на кадры, которые будут разбираться в новых технологиях будет возрастать, и задача образовательных учреждений – обеспечить возможность их подготовки», – отметил спикер. О перспективах экономического образования рассказала доктор экономических наук, Декан Высшей школы экономики и бизнеса КазНУ им. Аль-Фараби Римма Сагиева. По её словам, в условиях новой реальности возникает необходимость в изменении подходов в обучении. «Сегодня предъявляются высокие требования к личности на рынке труда из-за всё возрастающей конкуренции. Поэтому экономическое образование может развивать не только социально-востребованные качества личности, но и формировать нравственно-ценностные мотивы экономической деятельности», — отметила Римма Сагиева.
«Я всегда говорю своим студентам, что профессия экономиста вечная, потому что наши потребности существуют всегда. Бизнес-образование должно обязательно сопровождаться фундаментальными экономическими исследованиями и подкрепляться развитием soft skills», — заключила спикер. О роли бизнес-образования в подготовке новых управленческих кадров рассказали к.э.н., руководитель Бизнес-школы MBA КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева. Жамал Аяпова и преподаватель Бизнес-школы MBA КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева Самат Панов.
Основные стейкхолдеры бизнес-образования, в роли которых выступают работодатели, слушатели курсов MBA, государство и сами бизнес-школы, нуждаются в регулярной актуализации программ подготовки. При этом перед разработчиками программ бизнес-обучения ставится задача не столько расширить область изучаемых навыков и знаний, сколько разработать материал, который будет учитывать существующие потребности бизнеса и способствовать подготовке управленцев, способных выжить в условиях постоянно растущей конкуренции.
Преподаватель Бизнес-школы MBA КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева и эффективный бизнес тренер по лидерству, менеджменту, личностному росту и публичным выступлениям Самат Панов рассказал о навыках лидеров в современных условиях.
«В Казахстане катастрофически не хватает лидеров. В условиях VUCA невозможно подготовить специалиста, у которого будет готовый инструментарий принятия решений, потому что условия постоянно меняются. Необходимо готовить лидеров, которые умеют адаптироваться и противодействовать системе VUCA», — отметил Самат Панов.
На обсуждении Марат Баккулов, Председатель Правления ОЮЛ «Союз обрабатывающей промышленности», поделился своим видением о подготовке будущих предпринимателей Казахстана. «Предприниматели в Казахстане работают в более жёстких условиях», отметил спикер.
Жазира Дуйсенбекова, Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация МСБ ISKER AZAMAT-EL TIREGI» рассказала о бизнес-образовании для школьников. Спикер отметила, что рейтинг бизнес-школы определяется тем return of investment, который возвращается от её выпускников.
По её словам, успешный предприниматель определяется формулировкой Чарльза Дарвина: «Выживание особи зависит от умения адаптироваться к постоянно меняющимся условиям». «Бизнес-образование начинается со школьной среды, когда предоставляется business-friendly environment — среда, благоприятствующая ведению бизнеса», — заключила Жазира Дуйсенбекова.
Институт экономических исследований (ERI) организовывает серию онлайн-мероприятий в рамках празднования 60-летия со дня основания института. В период с конца мая по ноябрь текущего года пройдут виртуальные круглые столы по следующим тематикам:
· Разъяснение Руководящих принципов ОЭСР и информирование о деятельности НКЦ — конец мая текущего года
· Форум «BusinessNEXT: новая роль бизнес-школ в экономике и обществе» – 9 июня 2021 года в 15:00 · Национальные проекты: реалии и современность — конец июня 2021 года · Благополучие детей – залог процветания страны — конец июня 2021 года
· Перспективы экономической политики в регионе. Выработка рекомендаций для углубления сотрудничества — конец июня 2021 года
· Обсуждение актуальных вопросов экономического развития, выработка предложений и рекомендаций по модернизации и повышению · Заседание Консорциума научных организаций ШОС — сентябрь 2021 года · Экономический рост РК в постпандемической реальности: риски и новые вызовы — август 2021 года
· Трансформация политики территориально-пространственного развития Казахстана за годы независимости — октябрь 2021 года
· Повышение качества проведения оценки социально-экономических последствий действия нормативных правовых актов — ноябрь 2021 года. Институт экономических исследований (ERI) при Министерстве национальной экономики РК — ведущий государственный институт, изучающий проблемы комплексного развития экономики Казахстана. Основан в 1961 году. ERI разрабатывает научное обеспечение хода реализации экономической стратегии страны, анализирует состояние экономики и прогноз её развития на перспективу, содействует устойчивому экономическому росту, повышению уровня и качества жизни населения. Казахстанский Институт экономических исследований (ERI) занял шестое место среди 58 аналитических центров центральноазиатского региона. Подробный календарь проведения онлайн-мероприятий в рамках 60-летия ERI можно посмотреть здесь Посмотреть запись трансляции форума можно здесь
Читайте также: Прямой эфир онлайн-форума бизнес-школ
Просмотров: 2107 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|