Зарубежные эксперты о благополучии детей
28.06.2021
Виртуальный Круглый стол ERI «Благополучие детей — залог процветания страны»
25 июня 2021 года в 15:00 прошёл виртуальный Круглый стол на тему «Благополучие детей — залог процветания страны», организованный АО «Институт экономических исследований» (ERI). Мероприятие приурочено к 30-летию Независимости Казахстана и к празднованию 60-летнего юбилея со дня основания ERI.
В обсуждении приняли участие представители государственных органов, НПО Казахстана, казахстанские и зарубежные эксперты.
Спикеры представили опыт отдельных стран по оценке качества жизни детей и его влияния на социально-экономическую устойчивость страны. Организаторы мероприятия отмечают, что проведение Круглого стола — это возможность обмена опытом и мнениями с международными экспертами по вопросам мониторинговых инструментов и политикам в области благополучия детей. Институтом экономических исследований был представлен проект методики Индекса благополучия детей Казахстана, которая разрабатывается ERI под руководством Министерства образования и науки РК. Техническую поддержку проекту оказывает Детский фонд ООН в Казахстане (ЮНИСЕФ).
Круглый стол прошёл в формате онлайн на платформе Zoom. Мероприятие транслировалось в режиме реального времени на Youtube-канале Института экономических исследований Казахстана и на Facebook-канале @economic.research.kz.
На панельной сессии «Благополучие детей в политической повестке зарубежных стран» спикеры рассказали о мониторинговых инструментах и политиках в области благополучия детей, применяемых в Италии, России, Кыргызстане, Беларуси, Украине, Азербайджане.
Гвизер Рис (Gwyther Rees), международный эксперт в области социально-экономической политики, автор многих исследований и разработчик методики по благополучию детей из Италии поделился сравнительным анализом индексов детского благополучия разных стран на основе отчёта Исследовательского центра ЮНИСЕФ-Инноченти. Эксперт отметил, что не так много стран во всём мире сумели успешно внедрить индекс детского благополучия. И работа Казахстана в этом направлении безусловно выдвигает страну на передовой уровень. «Интерес к измерению уровня благополучия ребёнка начался с 1970-х годов. Это связано с ВВП, с благополучием страны в целом. Подход к измерению благополучия ребёнка был внедрён сравнительно недавно, в последнее десятилетие», — сказал Гвизер Рис. Спикер отметил, что нет согласованного определения о том, что такое благополучие ребёнка. Но сюда относят такие составляющие, как: здоровье, образование, поведение детей, уровень детской бедности, детские субъективные восприятия. Говоря о разработке модели измерения детского счастья в отчёте Инноченти, спикер сообщил, что они применяют экологическую модель теории экологической системы, в которой в центре внимания ребёнок и его интересы. Модель учитывает: «Мир в целом», «Мир вокруг ребёнка» и «Мир ребёнка» в используемых индикаторах. «Модель была разработана ещё по пандемии Covid-19, что позволило нам сравнить влияние пандемии на благополучие детей, в частности, влияние таких факторов, как возросший уровень безработицы, экономических кризис, закрытие школ, проблемы к доступу к медицине и другие, – заключил эксперт.
О разработке индекса благополучия детей в России рассказали Эльвира Гарифулина (эксперт Координационного совета при Правительстве по реализации Десятилетия детства, член Координационного совета Межотраслевого профессионального объединения в области оценки проектов и программ в сфере детства), Дмитрий Рогозин (Директор Центра полевых исследований, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ), Галина Семья (доктор психологических наук, сопредседатель Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей). Эльвира Гарифулина сообщила, что в 2019 году была инициирована работа по разработке российского индекса детского благополучия. Методика базируется на модели ЮНИСЕФ, основана на статистических и опросных данных и рассматривает шесть ключевых групп детского благополучия. Внутри некоторых доменов есть фокусные показатели, учитывающие национальные и территориальные особенности. В 2021 году запущено пилотное исследование по детского благополучия в пяти регионах. «В индексе учитывались мнения детей (посредством проведения опросов) и статистические данные по всем регионам. Нам было важно, чтобы Индекс стал действенным инструментом, измеряющим реальное положение детей», – акцентировала Эльвира Гарифулина. По словам спикера, было проведено несколько раундов обсуждений по всей стране, включая регионы и муниципалитеты. Более 25 тысяч человек приняли участие в опросах, направленных на детей 10—17 лет. В настоящее время ведётся обработка полученных данных, которая завершится к осени. Галина Семья добавила, что разработка Индекса в РФ ведётся в рамках десятилетия детства в стране (период с 2018 по 2027 годы объявлен в России «Десятилетием детства» Указом Президента РФ Владимира Путина). Спикер рассказала о методологии субъективного благополучия детей-сирот, которая определяет удовлетворённость ребёнка системой своих отношений: к себе, к другим, к своему хронотопу (перспективам будущего). В рамках данного исследования изучено субъективное благополучие почти пяти тысяч детей-сирот (из которых 551 ребёнок в приёмной семье) в течение трёх лет. В 2021 году планируется исследование субъективного благополучия социально уязвимых групп детей. О разработке методики оценки Индекса детской бедности и лишений и Индекса многомерной бедности детей в Кыргызстане рассказала Ырыскан Калымбетова, представитель Национального статистического комитета Кыргызской Республики. По словам спикера, методология Индекса детской бедности и лишений основана на Индексе экономической свободы по методике Херитидж-фонда (Heritage fund) и разработана и применена в Кыргызстане в 2009 году. Используемые группы индикаторов включают: материальную детскую бедность, состояние и профилактику здоровья детей, коэффициенты детской смертности и ряд других.
Ырыскан Калымбетова поделилась результатами измерения Индекса многомерной бедности в стране, методика которого основана на методе Алкира – Фостера. Показатели, построенные по этому методу, позволяют выявить взаимосвязи между видами лишений и могут быть использованы при разработке приоритетов социальной политики. Эксперт рассказала о вызовах, с которыми пришлось столкнуться при расчёте индекса, таких как разные потребности для разных групп детей, ограниченность данных, ограниченность выборки и другие. «По результатом проведённого исследования, распространенность многомерной бедности в Кыргызской Республике в 2018 году составила 53,9%, глубина — 47,5%», — резюмировала спикер. Об Индексе многомерной бедности в Беларуси рассказал Владимир Валетко, международный эксперт по вопросам благополучия детей. По его сообщению, работа по разработке методики Индекса по измерению многомерной детской бедности началась в Беларуси в 2018 году. В ней использовано 6 ключевых индикаторов. Методика основывается на подходе ЮНИСЕФ Инноченти (UNICEF Innocenti) по измерению многомерной детской бедности. «В результате проведённого анализа результатов Индекса выявлено, что 9,1% детей в Беларуси живут за национальной чертой бедности. Определено, что монетарная и многомерная бедность в стране расходятся. Многомерная бедность оказалась выше (самый высокий показатель — у многодетных семей— 29,5%). Поставлена задача снизить уровень детской бедности в стране в два раза к 2030 году», — отметил спикер. Эксперт привёл примеры практического применения результатов Индекса. «Полученные данные, к примеру, позволили моделировать различные подходы по определению размера детских пособий, что позволило определить необходимый объём их увеличения (на 5%, с 43% до 48%). Измерение деприваций в отношении жилищных условий позволило скорректировать политику в отношении улучшения социальных условий для использования соответствующими местными исполнительными органанами», — сообщил Владимир Валетко. «Мы продолжаем валидацию исследований, тестирование с фокус-группами, планируем тестирование в разрезе городов и другую работу в данном направлении», — заключил спикер. Наталия Привалова, к.э.н., доцент, представитель Государственного научного учреждения «Научно-исследовательский экономический институт» Министерства экономики Республики Беларусь рассказала о социально-экономическом положении детей в Беларуси.
«Улучшение положения детей в стране — приоритетное направление в республике», — подчеркнула Наталия Привалова.
По её сообщению, на решение задач по улучшению положения детей, защите их прав ориентированы мероприятия в рамках государственных программ на 2021-2025 годы: «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь»; «Рынок труда и содействие занятости»; «Образование и молодежная политика» и Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017–2021 годы.
О мерах поддержки семей с одарёнными детьми в Татарстане рассказали Юлдуз Хайруллина (д.с.н., профессор, представитель Академии Наук Республики Татарстан) и Эльмира Нуруллина (к.с.н., доцент, представитель научно-экспертного совета государственной программы «Управление талантами в Республике Татарстан»).
«Меры поддержки семей с одарёнными детьми включают финансовую поддержку семей с талантливыми и одарёнными детьми, создание ключевых центров развития детей и центров выявления и поддержки одарённых детей, реализацию авторских программ по развитию детей, их образование и обучение», отметила Юлдуз Хайруллина. Эльмира Нуруллина рассказала о Казанском открытом университете 2.0, который занимается развитием талантов во всех направлениях, и об авторских проектах некоммерческих организаций, направленных на поддержку одарённых детей, включающих информационную поддержку и консультирование молодых семей по мерам господдержке талантливых детей, организацию конференций, обучения для родителей и наставников, создание транспортной карты талантов и многое другое.
Арзу Сафарова, представитель Научно-исследовательского института экономических изысканий при Азербайджанском государственном экономическом университете: «Первым делом благополучие детей состоит в обеспечении их безопасности. Согласно ВОЗ, ДТП, которые вызывают травмы и смерть детей и молодых людей до 18 лет занимают первое место». Это связано с незнанием правил дорожного и пешеходного движения».
Спикер отметила, что Азербайджан занимает 66 место в мире в рейтинге воспитания детей и 4 место в СНГ. Максим Откидач, эксперт в области внедрения онлайн-платформы в городах Украины поделился проблемами, с которыми столкнулись эксперты при проведении опросов для формирования методики расчёта Индекса детского благополучия в Украине. Он сообщил, что из 49 показателей, включенных в Индекс, 2/3 основано на опросах, проведённых онлайн. Эксперт отметил такие проблемы при проведении онлайн-опросов, как то, что порядка 50% респондентов не проходили опрос до конца, сервера не выдерживали большого наплыва респондентов, респонденты пропускали часть вопросов и так далее.
Завершая мероприятие, модератор Бауыржан Мұқан подблагодарил всех участников и сказал, что каждый ребёнок — частичка планеты, в которой всё взаимосвязано.
«За короткий отрезок времени нам удалось обменяться опытом и знаниями участиков из разных стран в области исследования благополучия детей», — отметил модератор Круглого стола на тему «Благополучие детей — залог процветания страны».
Полную запись трансляции Круглого стола смотрите по ссылке Институт экономических исследований (ERI) при Министерстве национальной экономики РК — ведущий государственный институт, изучающий проблемы комплексного развития экономики Казахстана. Основан в 1961 году. ERI разрабатывает научное обеспечение хода реализации экономической стратегии страны, анализирует состояние экономики и прогноз её развития на перспективу, содействует устойчивому экономическому росту, повышению уровня и качества жизни населения.
Казахстанский Институт экономических исследований занял шестое место среди 58 аналитических центров центральноазиатского региона.
ERI оказывает содействие устойчивому развитию экономики, являясь Секретариатом Координационного Совета по целям устойчивого развития при Правительстве Казахстана, рабочим органом Комитета по мониторингу достижений целей устойчивого развития. Подробный календарь проведения онлайн-мероприятий в рамках 60-летия ERI можно посмотреть здесь
Просмотров: 2414 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|