Эксперты ERI об инфраструктуре образования

08.07.2021


Инфраструктура сферы дошкольного и среднего образования в сельской местности: тенденции и перспективы развития 


Лучшие показатели сферы образования среди регионов РК — в Жамбылской и Западно-Казахстанской областях. Худшие — в Кызылординской и Карагандинской областях. 

Эксперты АО «Институт экономических исследований» (ERI) провели оценку обеспеченности сёл Казахстана объектами образования (за 2020 год) по данным, предоставленным местными исполнительными органами.

 

Специалисты ERI отмечают, что услуги образования являются базовой потребностью населения любого государства. Важным условием качества и доступности услуг является состояние инфраструктуры данной сферы. За последнее время в Казахстане было достигнуто многое, особенно в решении инфраструктурных проблем как в городах, так и в сельской местности. Однако некоторые инфраструктурные проблемы ещё сохраняются: например, наличие школ, расположенных в приспособленных помещениях (в 17,6% сёл), или наличие школ, находящихся в аварийном состоянии (в 0,43% сёл).

 

Проблемы и тенденции в сфере дошкольного и среднего образования сельской местности в региональном разрезе, выявленные экспертами центра, представлены в виде таблиц 1, 2.

 

Таблица 1. Детерминация проблем дошкольного и среднего образования в сёлах Казахстана в региональном разрезе


Были выявлены регионы, в которых:
 

 

А) Есть риск снижения спроса на услуги образования из-за сокращения численности населения, в том числе детей,в 11 регионах РК (78,6% всех регионов): Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Кызылординская области.


Б) Есть риск снижения уровня обеспеченности объектами дошкольного и среднего образования из-за снижения удельного веса сельских населённых пунктов (СНП) с объектами образования в десяти регионах (71,4% всех регионов): Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Кызылординская, Мангистауская области.

В) Проблема с доступностью объектов образования, связанная с ростом СНП, где не осуществляется подвоз детей. В настоящее время такая проблема есть в пяти регионах (3,6% всех регионов): Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская, Мангистауская, Туркестанская области. Данная проблема решается за счёт проживания детей у родственников в СНП, где есть школы или за счёт проживания в интернатах.

Г) Инфраструктурные проблемы, связанные с ростом СНП, в которых имеются аварийные объекты, или объекты без капитального ремонта, сконцентрированы в Карагандинской области. В остальных регионах хотя и имеются данные проблемы, но в них наблюдается тенденция к снижению.

 


В таблице 2 представлена классификация регионов по выявленным тенденциям в сфере образования.

 

Таблица 2. Классификация регионов по выявленным тенденциям в сфере дошкольного и среднего образования в сельской местности за 2018—2020 годы


Эксперты выделили четыре группы регионов:
 


1. Лучшие показатели сферы образования среди регионов РК — в Жамбылской и Западно-Казахстанской областях. Однако в Жамбылской области оценка количества ученических мест показала дефицит мест в средних школах. В Западно-Казахстанской области есть риск снижения спроса из-за снижения численности населения и детей.

2. Наблюдаются позитивные тенденции, связанные с доступностью объектов образования и состоянием инфраструктуры, но есть риск снижения спроса на услуги из-за снижения численности населения и детей, в таких регионах как: Акмолинская, Алматинская, Атырауская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Костанайская, Восточно-Казахстанская области.

3. Проблемы с доступностью объектов образования, при растущем спросе на услуги — в Мангистауской и Туркестанской областях, но, как отмечалось выше, данная проблема решается за счёт проживания детей у родственников в СНП, где есть школы, или за счёт проживания в интернатах.

4. Худшие показатели сферы образования среди регионов РК — в Кызылординской и Карагандинской областях. В СНП этих регионов снижается численность населения и детей, снижается удельный вес СНП, имеющих объекты образования. В Карагандинской области сохраняется количество СНП с объектами, находящимися в аварийном состоянии, растёт количество СНП, в которых не осуществляется подвоз.

 

«В улучшении ситуации в сфере образования и решении инфраструктурных проблем главную роль выполняет государство через реализацию соответствующих планов и проектов», — отмечают специалисты центра.

 

В Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года планируется переход от дефицита качественной образовательной инфраструктуры к полному обеспечению объектами, соответствующими современным санитарным нормам, безопасности, стандартам оснащенности.


«Это означает активную реализацию проектов, связанных со строительством объектов образования, значительным улучшением материально-технической базы, совершенствованием оснащения кабинетов, столовых, актовых и спортивных залов, обеспечение роста доступа к сети интернет и другие меры», — заключили эксперты ERI.

 


Читайте также: Обсуждение национальных проектов на Заседании Высшего совета по реформам



Просмотров: 2044
Сохранено: 12.07.2021






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!